логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Далеко не уедем Анна Сайченко - «Контракты» №51-52 Декабрь 2010г.

Украинский авторынок миновал дно, но к докризисным показателям вернется в лучшем случае через четыре-пять лет.


В кризисном 2009-м украинский авторынок обвалился на 74% год к году — за год в стране было продано немногим более 162 тыс. новых машин. В денежном выражении объем рынка сократился еще больше — с $13 млрд до $3,35 млрд. Причиной обвала было прекращение кредитования — до кризиса с использованием заемных средств приобреталось почти две трети всех авто.
Нижнюю точку падения авторынок прошел в январе–феврале 2010 года: за два зимних месяца украинцы купили всего 15,9 тыс. машин — худший результат чуть ли не за все время существования отечественного авторынка. Даже в разгар кризиса, в январе–феврале 2009го, продажи составили вдвое больше — 31,9 тыс. авто. Не говоря уже о 97,3 тыс. машин, проданных в январе–феврале 2008-го.

По прогнозам экспертов компании «Торговый дом — «НИКО», в 2010 году в стране будет продано около 160 тыс. автомобилей. Объем авторынка в долларах США уменьшится на 3% год к году — до $3,2 млрд (за счет курсовой разницы в пересчете на евро оборот увеличится на 2% — до EUR2,446 млрд).
В 2011-м автодилеры рассчитывают увеличить выручку на 20–25% — до $4 млрд (EUR2,92 млрд). Согласно их прогнозам, в физическом выражении продажи вырастут на 15–20% — до 190 тыс. авто. Примерно столько же новых автомобилей украинцы приобретали в 2004–2005 гг.
Рост спроса в ближайшие годы будет полностью зависеть от восстановления кредитования, объем которого постепенно растет. К примеру, зимой нынешнего года в кредит продавалось только 5–8% машин, а в ноябре доля кредитных авто впервые с начала кризиса достигла 13,2%. Например, в НИКО ожидают, что по итогам 2010-го доля купленных в кредит автомобилей составит в среднем 11%, а в 2011-м увеличится до 20%.
Однако эти прогнозы могут и не оправдаться. Сейчас кредит в нацвалюте можно получить разве что под 19–20% годовых, максимум на 5 лет и с первым взносом в 30–50% стоимости авто, кредиты в долларах не выдаются. Для сравнения: в 2006–2007 гг. кредит на покупку авто можно было взять под 16% в гривне или 13–14% в долларах США, предоплата не превышала 10–30% стоимости.
Возможно, в следующем году украинцам будут доступны более дешевые валютные кредиты, на которые сегодня распространяется действие моратория. Правда, даже при таком сценарии к докризисному объему продаж украинский авторынок вернется нескоро. Согласно сентябрьскому прогнозу аналитиков ДП «Авто Интернешнл», в 2014-м продажи новых автомобилей могут вырасти максимум до 260 тыс. ед., а в 2015-м — только до 300 тыс.

Вы здесь:
вверх