логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Лучше водки хуже нет Ирина Перевозченко - «Контракты» №51-52 Декабрь 2010г.

Многократное повышение акцизов привело к падению потребления водки и коньяка.


В январе–октябре 2010-го производство конька в Украине выросло на 8,2% год к году (до 2,5 млн дал), выпуск водки сократился на 1,3% (до 33,3 млн дал); ликеров, наливок и настоек было разлито на 11,4% меньше, чем годом ранее (всего 10 млн дал). Скорее всего, новогодний бум потребления крепкого спиртного кардинально не изменит основных рыночных раскладов — производство и потребление в уходящем году останется примерно на уровне 2009-го. Зато в деньгах объем рынка вырастет почти на 10%. По предварительным прогнозам, объем потребления крепкого алкоголя в 2010-м может составить $3,2 млрд — почти столько же, сколько и в 2008-м.

Правда, особой радости у производителей это не вызывает — рост рынка в 2010 году в основном был вызван повышением акцизов и подорожанием спирта и тары. «С 1 сентября была поднята ставка акцизного сбора — до 39,4 грн за литр 100%-ного этилового спирта (ранее 34 грн — ред.). Концерн «Укрспирт», пользуясь монопольным положением на рынке, в очередной раз повысил стоимость спирта почти на 30% — до 115 грн за декалитр (дал)», — негодовали в ассоциации «Укрводка» еще в сентябре. Справедливости ради следует отметить, что публичные выступления водочников не остались безответными: в Налоговом кодексе, который вступил в действие с 1 января 2011-го, акцизы на водку повышены едва на 7%. Для сравнения: ставки акцизов на нефтепродукты тем же документом увеличиваются почти на 40%.
Впрочем, производители крепкого алкоголя «получили свое» раньше. Из-за повышения акцизов и цен на спирт крепкий алкоголь в рознице за последние два-три года подорожал в 1,5–2 раза. Рост цен в свою очередь привел к увеличению доли «серого» алкоголя — до 30 – 40% всей розницы.
До последнего времени производители крепкого алкоголя конкурировали с дешевой «серой» водкой, удерживая цены на минимально возможном уровне. Как правило, для этого водочники старались разлить как можно больше продукции перед очередным повышением акцизных ставок или цен на спирт. Именно так, по данным ассоциации «Укрводка», поступили производители перед последним повышением акцизов. И именно из-за этого выпуск ликеро-водочной продукции и водки за первые восемь месяцев 2010-го сравнялся с показателями соответствующего периода прошлого года, а затем снова начал падать.
Однако к осени и водочники, и коньячники исчерпали финансовые запасы, дававшие возможность работать «на склад». Неудивительно, что и первые, и вторые с радостью согласились на октябрьское предложение Минэкономики поднять минимальные цены на водку и коньяк до 20,5 грн и 30,47 грн за 0,5 л соответственно. «Повышение розничных цен на ликеро-водочные изделия, предложенное Минэкономики, обоснованно, поскольку существенно изменились показатели, формирующие производственную себестоимость напитков», — говорит директор ассоциации «Укрводка» Иван Жолнер.

Вы здесь:
вверх