логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Снять немедленно! Мария Бондарь - «Контракты» №51-52 Декабрь 2010г.

Что вышло из моды во время экономического кризиса.


«Неблагородное, недобродетельное и даже недостойное можно принять и простить как часть человеческой природы, но вот безвкусное и немодное не имеет права на существование», — говорил один из родоначальников английского дендизма Оскар Уайльд. Автор «Портрета Дориана Грея» с легкостью выходил за рамки общих тенденций в художественной прозе, драматургии и поэзии. Но когда речь шла об одежде и аксессуарах он, как и другие лондонские денди, следовал моде. Писатель, бывало, шутил: «Английские политические деятели считают, что знают все о проблемах современности, но поглядите на их костюмы; они не знают даже, что нынче носят».

Оскар Уайльд не шутя считал моду зеркалом изменений, происходящих в обществе. Говорил, что в ней отражается все действительно важное. Это утверждение в равной степени актуально как для поствикторианской Англии, так и для современной Украины. «Нынешний кризис повлиял на моду во всем мире, Восточная Европа в этом смысле не исключение, однако наши эксперты, побывавшие в Украине, отметили одну очень странную тенденцию, — признается научный редактор альманаха World of Fashion Ребекка Грасс. — Повсюду экономический спад закономерно замедлил развитие моды, но в вашей стране почему-то катализировал». За три последних года появилось сразу несколько национальных fashion-марок средней ценовой категории. Любопытно, что в других государствах именно medium-сегмент оказался самым уязвимым. Очень многие западные производители одежды, обуви и аксессуаров для среднего класса вынуждены были менять позиционирование.

Made in Ukraine
«Результаты наших восточноевропейских исследований свидетельствуют о том, что процент украинцев, предпочитающих одежду местного производства, все еще невелик, однако в период экономического спада он ощутимо вырос», — говорит Ребекка Грасс. Одна из причин увеличения удельного веса отечественных товаров в medium-сегменте внутреннего fashion-рынка — удешевление национальной валюты. Импортеры пытались компенсировать курсовую разницу за счет повышения цен. В результате розничная стоимость импортной одежды выросла на столько, что очень многие демократичные бренды попросту «выпали» из своей ценовой категории. Их товары стали слишком дорогими для первоначальной целевой аудитории. К тому же некоторые западные, прежде всего европейские, производители готовой одежды во время кризиса так увлеклись снижением себестоимости, что допустили существенное ухудшение качества. По словам модельера Виктории Стельмашовой, нечто подобное происходит и с европейскими изготовителями тканей.
«Неудивительно, что появляются новые национальные бренды, это предложение, рожденное спросом, — подчеркивает Ребекка Грасс. — Странно другое: судя по социодемографическим показателям, украинский рынок готовой одежды должен расти раз в десять быстрее. То, что потребители давно недовольны дешевым импортом из Турции и Китая — очевидно. Западные сетевики осваивать новый национальный рынок пока не спешат. Их маркетинговые усилия все еще сосредоточены на удержании конкурентных позиций в США и Старом Свете. Самое время для «большого прорыва» местных брендов. Непонятно, почему украинские производители так пассивны».
Контракты опросили 15 украинских производителей одежды и выяснили, что 11 из них даже не пытаются воспользоваться ухудшением положения импортеров для укрепления собственных позиций на внутреннем рынке. Причина проста: они закупают ткани и фурнитуру преимущественно за рубежом. Поэтому резкое снижение курса гривни по отношению к доллару ударило по ним не меньше, чем по импортерам готовой продукции. «Почему украинские fashion-компании зависят от импортного сырья — неясно; общеизвестно, что ваша страна экспортирует ткани, предназначенные для пошива одежды, — недоумевает Ребекка Грасс. — Особой популярностью пользуются шерсть и лен украинского производства. Они ничуть не хуже и гораздо дешевле европейских аналогов. Кроме того, я лично видела прекрасные образцы украинских хлопчатобумажных материалов. Их единственный серьезный недостаток — несоответствие модным тенденциям. Такое впечатление, будто на фабриках, где изготовлены эти ткани, нет ни дизайнеров, ни трендвотчеров. И это весьма странно, потому что в Украине работают много талантливых людей, очень четко чувствующих общеевропейские и даже мировые тренды». По оценкам Ребекки Грасс, в Украине есть все, что нужно для организации замкнутого цикла производства одежды внутри страны: дизайнерские лаборатории, модельеры, фонтанирующие оригинальными идеями, швейные фабрики, изготовители тканей и фурнитуры. Беда только в том, что все они работают порознь. Дизайнеры — на уровне ателье. Производители ткани — на экспорт. Швейные фабрики — с импортным сырьем и «штамповыми» моделями. «Участники производственного процесса как будто не замечают друг друга или не хотят сотрудничать, — считает эксперт. — Если они наконец обратят внимание друг на друга и наладят нормальные партнерские отношения, украинские компании смогут воспользоваться кризисным затишьем и закрепиться на мировом fashion-рынке. Несколько интересных ТМ уже запущено, но этого мало».

Скромно и со вкусом
Разумеется, появление перспективных украинских брендов — не единственное изменение, произошедшее в мире моды за время кризиса. Как отмечает дизайнер Валерия Марченко, в период экономического спада «за бортом» оказались женские жакеты. Вместо них теперь носят жилеты. Комплекты юбка + блуза вытеснены платьями и сарафанами. Из моды вышел одноцветный гардероб. Теперь не принято дополнять красное пальто и сапоги такой же красной сумкой и шарфом. Аксессуары должны быть контрастными. Впрочем, с контрастностью важно не переусердствовать. По словам дизайнера марки Wonderful Day Юлии Долинной, чрезмерно яркая пестрота уже неактуальна. Настало время пастельных тонов, дополненных одним ярким элементом. В моде «интеллектуальный минимализм» — простая лаконичная форма, в которую вписана какая-нибудь сложная, привлекающая внимание деталь. К примеру, платье со сложными складками.
По мнению Виктории Стельмашовой, кризис сделал неактуальными китч и явную демонстрацию богатства. Длинные шиншилловые и соболиные шубы теперь не носят даже те, кто может себе это позволить. Чрезвычайно популярна стриженная норка. Стоит она дорого, но выглядит очень скромно, напоминает плюш или мех бобра. В моде «двусторонние» шубы, которые можно носить мехом вовнутрь. Особой популярностью пользуются модели-трансформеры. К примеру, шуба с отстегивающимися рукавами, молнией на уровне талии и на уровне колена, которую при желании можно превратить в полушубок или даже меховой жилет. Кстати, такие жилеты — один из хитов сезона.

Вторые пришествия
Уже неактуальна заниженная талия. В моде одежда с естественной посадкой, то же касается подчеркнуто узких плеч. В женский гардероб возвращаются подплечники. Этой зимой сразу несколько лидеров мирового fashion-рынка предложили своим клиенткам платья с расширенным плечевым поясом в стиле 1980-х. «Как бы парадоксально это ни звучало, сейчас в моде прошлое, — говорит дизайнер Марина Муляр. — В последней зимней коллекции Louise Vuitton четко прослеживаются тенденции 1950-х годов. У многих дизайнеров встречаются платья-футляры 1960-х и маленькие платья со спущенными плечами в стиле Одри Хепберн. Возвращаются уже почти забытые брюки-бананы, широкие вверху и зауженные к низу. Будут актуальны легкие летящие платья макси, возможно, с мелким цветочным принтом, объемные юбки-брюки и короткие шорты». Дизайнер марки Dynasty Лилия Дерман прогнозирует возвращение в модный гардероб еще недавно неактуальных брюк-клеш, а также леопардовых принтов и восточных узоров. Уже сейчас возвращаются скандинавские орнаменты. Этот еще недавно немодный принт теперь можно увидеть всюду: на пальто, свитерах и даже на платьях. Цветами следующего сезона Лилия Дерман считает бежевый, золотой и коричневый.
То, что некоторые предметы гардероба в этом сезоне оказались неактуальными, совершенно не значит, что от них следует избавиться. По мнению модельера Лилии Литковской, человек, обладающий чувством стиля, вполне может «реанимировать» любую, вышедшую из моды вещь и сделать ее изюминкой собственного образа. Дизайнер Лилия Пустовит считает, что когда стильный человек надевает какую-нибудь, казалось бы, вышедшую из моды одежду, это вполне может стать зарождением нового тренда. При этом важно, чтобы вещь не была «проходной», чтобы у нее была своя история и смысловая нагрузка.

Вы здесь:
вверх