логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Кина не будет Татьяна СТРУК - «Контракты» №7 Февраль 2010г.

Свершилось: «Аватар», киноновинка-2009 от режиссера Джеймса Камерона, стал самым кассовым фильмом за всю историю кинематографа. Один киношник, впечатлившись картиной, поведал автору, что через 10–15 лет нас сможет затянуть в кинотеатр разве что такая кинолента, остальное — будем смотреть в интернете.


Несмотря на ошеломительный успех блокбастеров, посещаемость кинотеатров в США падает. По данным исследования Национального фонда искусств NEA, за последние шесть лет американцы в возрасте от

18 лет теперь не так часто ходят в кино. Если в 2002 году тех, кто побывал в кинотеатре хотя бы раз в год, было 60%, то в 2008-м — уже 53%. Среди причин такой тенденции в Национальном фонде называют прежде всего развитие сети.

Интернет составляет серьезную конкуренцию кинотеатрам и влияет на традицию похода в кино. Современный зритель становится более избирательным.

У многих уже вошло в привычку обращаться к Всемирной сети в поисках информации о кинорелизе: изучать трейлеры, рецензии блогеров и т. д. Сейчас никто не идет в кино только ради «атмосферы». Тем более что есть интернет, откуда можно скачать весь репертуар кинотеатров и даже больше. Главное — это обойдется гораздо дешевле, чем билет в кино.

В сети появилось множество сервисов, специализирующихся на видеоконтенте: интернет-магазины фильмов, видеохостинги, онлайн-кинотеатры, файлообменники. Участники только одного торрента в среднем за год скачивают бесплатного контента (в том числе и фильмов) примерно на $20 млрд. Веб-ресурсы предлагают практически все: от раритетного видео до еще не вышедших картин, кино всех жанров, работы именитых и никому не известных режиссеров. Этот клондайк в сети — альтернатива не только походам в кино, но и покупке дисков. К примеру, в Западной Европе и США сегмент онлайн-кино­театров по темпам роста уже обгоняет рынок DVD, а это ведь основной источник заработка киностудий. В Соединенных Штатах выручка от продажи и проката DVD упала в 2009 году на 11%, в то время как реализация онлайнового видео и видео по требованию выросла на 30%.

Игнорирование интернета — слишком большая роскошь для кинопроизводителей. Компании, хоть и с опаской, но выходят в онлайн. Договоренности с голливудскими гигантами о прокате киноновинок уже удалось заключить сервисам iTunes, Amazon.com и Cinemanow.com. Следующим шагом в борьбе с интернет-пиратами должен стать одновременный выпуск кинопродукции на DVD, в кинотеатральный прокат и в интернет. Возможность такого шага демонстрирует прошлогодняя премьера полнометражного документального фильма Home двух известных деятелей искусства — фотографа Яна Артюс-Бертрана и режиссера Люка Бессона. Онлайн-премьера картины в YouTube состоялась одновременно с ее выходом на экраны в крупнейших кинотеатрах мира. Если так пойдет и дальше, кинозалы лишатся своего главного преимущества — премьерного показа.

Кинотеатры под давлением глобальной сети вынуждены будут менять свой облик, чтобы удержать публику. Когда-то мультиплексы появились в ответ на стремительное развитие телевидения. В эпоху интернета киноиндустрия притягивает киноманов к большому экрану с помощью 3D­-­­, а также 4D-кино­те­атров, где зрители чувствуют все происходящее за счет спецэффектов (например, эффекта брызг воды, дыма, специальных запахов).

Конечно, интернет и цифровые технологии меняют также и само кино. По мнению культового британского режиссера Ридли Скотта, создателя «Чужого» и «Гладиатора», современные технологии, позволяющие смотреть фильмы на крохотных дисплеях мобильных телефонов и компьютерных мониторах, «разрушают» киноискусство. Ведь режиссеры, редакторы, продюсеры создают картину прежде всего для широкого экрана.

В том, что кино уже умерло, убежден другой не менее культовый британец Питер Гринуэй. Наконец настала пора, считает ме­диа­художник (так себя называет Гринуэй, считая слово «режиссер» устаревшим), когда благодаря цифровой революции мы увидим новорожденное настоящее кино, которому в ближайшем будущем придется придумать новое название.

Вы здесь:
вверх