логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Новая математика Елена СТРУК - «Контракты» №7 Февраль 2010г.

Клип на песню британской группы The Buggles «Видео погубило радиозвезду» был первым роликом, показанном на MTV в 1979 году. Песенка о музыканте — звезде радиоэфира, чью карьеру преждевременно оборвало появление телевидения, — ознаменовала новую эпоху в музыкальной индустрии.


Спустя 20 лет в эфире все того же MTV появилась пророческая пародия на клип британцев — «Интернет убил видеозвезду». С тех пор с музыкальным бизнесом происходят удивительные метаморфозы.

«В день выходят десятки тысяч новых альбомов, а хитами, на которых зарабатывают деньги, становятся единицы. До сих пор мы видели только острую вершину айсберга, под которой — широкий пласт музыки, недоступной большинству. Благодаря интернету айсберг теряет остроконечную форму. У вас никогда не было шанса послушать тех музыкантов, которых вы можете слушать сейчас», — рассказывает президент компании Imena.ua Александр Ольшанский.

При этом потребители уже не так монолитны в своих предпочтениях. А это значит, что больше нельзя продать альбом тиражом в 100 млн. В лучшем случае можно рассчитывать на 5–7 млн копий. Падают тиражи — сокращаются доходы звукозаписывающих компаний. «Альбомы отошли в сферу меломанства. Те же, кто воспринимает музыку как развлечение, слушают песни самых разных исполнителей», — признает Эдуард Клим, директор Lavina Music. Компании переходят с альбомных продаж на потрековые. Бизнес-модель лейблов претерпевает кардинальные изменения под влиянием сети. И без потерь этот процесс не обходится.

«2009 год стал для музыкальной индустрии бесславным завершением не менее бесславного десятилетия», — говорится в отчете Forrester Research. В прошлом году доходы звукозаписывающих фирм составили $6,3 млрд — наполовину меньше, чем в 1999-м. Разрушает индустрию свободное скачивание записей. Мировые продажи музыки упали в 2009-м на 30% по сравнению с 2004 годом. Наибольший ущерб наносят файлообменные сети.

Но есть и хорошие новости. За последние семь лет количество лицензионных сервисов по скачиванию музыки выросло с 50 до 500. «Индустрия предпринимает серьезные усилия по урегулированию проблемы пиратства. И в интернете уже не все бесплатно. Радует то, что на платных сервисах тоже есть потребители», — утверждает Эдуард Клим. Выручка от легальных продаж цифровой музыки увеличилась с $20 млн в 2003 году до $4,2 млрд в 2009-м. Кстати, дистрибьюция цифровой музыки будет основным источником заработков, правда, доходы лейблов, по оценкам Forrester Research, сократятся до $5,5 млрд.

Стоимость одной записи в сети — от $0,99 до $3. Поскольку цена трека невелика, нужно продавать 8-10 цифровых песен, чтобы сгенерировать тот же доход, что и от продажи одного альбома», — объясняет Аннет Эльберс из Гарварда.

Пока лейблы жалуются, что сеть убивает их бизнес, компании вроде Apple занимают их место в распространении музыки, съедая часть прибыли. В прошлом году в iTunes Store меломаны купили 6 млрд треков. Уже в 2012-м, по прогнозам Forrester Research, продажи в онлайне превысят объемы реализации музыки на физических носителях.

Вы здесь:
вверх