логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Грязная работа Дмитрий СИМОНОВ - «Контракты» №15 Апрель 2011г.

Роботы­-спасатели работают не только на АЭС в Фукусиме, но и в Чернобыле


Атомная станция «Фукусима­1» стала главным полигоном для проверки достижений робототехнической промышленности. Сегодня там работают роботы как японского производства, так и предоставленные другими странами, в частности, продукция американской компании iRobot и французской GIE Intra. Профессор Сатоши Тадокоро, один из ведущих экспертов по роботам-­спасателям, говорит, что в Японии есть достаточно много разработок (например, Monirobo, разработанный после аварии на атомной станции «Токаимура» в 1999 году), но они не получили развития отчасти потому, что опасность атомных станций недооценивали.

Роботы­-спасатели относятся к большой группе служебных роботов. По данным компании Market-sandMarkets, в 2009 году мировой рынок служебных роботов оценивался в $10 млрд. Кроме «спасателей», сюда входят военные, медицинские, подводные роботы, а также роботы-ремонтники, строители и т. д. Эти «профессионалы» занимают около 85% рынка служебных роботов. Меньшая группа — персональные служебные роботы. Они выполняют домашнюю работу, служат образовательным целям, обеспечивают безопасность жилища и помогают людям с ограниченными возможностями. Ожидается, что к 2014 году сегмент служебных роботов вырастет более чем в два раза, достигнув $21 млрд. К тому моменту они займут около 70% всего рынка робототехники. По мнению экспертов, быстрый рост данной ниши обусловлен старением населения и дефицитом рабочей силы для выполнения рутинной и опасной работы. Финансирование проектов по созданию роботов требует десятков миллионов долларов. Например, бюджет четвероногого робота Big Dog, разрабатываемого в рамках американской военной программы DARPA, составляет около $40 млн.

Для ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС использовалось несколько видов роботов, созданных научными учреждениями СССР в первые месяцы после аварии. Как правило, внешне они напоминали экскаваторы, которыми оператор управлял на расстоянии. Один из наиболее успешных — СТР-1 (специализированный транспортный робот) — был разработан в Ленинградском ВНИИтрансмаш создателем «Лунохода» Александром Кемурджианом. Благодаря подобным машинам удалось убрать радиоактивные отходы там, где человеку сделать это было невозможно.

В ноябре 2010-го, когда в результате взрыва на шахте Pike River (Новая Зеландия) 29 шахтеров оказались под завалами, спасатели пытались использовать несколько моделей роботов, однако безуспешно. Роботы­спасатели применялись для поиска людей в руинах Всемирного торгового центра и при ликвидации последствий урагана «Катрина».

В Украине тоже есть роботы-спасатели собственной разработки, хотя участия в реальных операциях они не принимали. Несколько моделей роботов для выполнения опасных работ создали в донецком Институте проблем искусственного интеллекта (ИПИИ). Малобюджетные техногенные роботы, сконструированные в ИПИИ, даже экспонировались на ежегодной международной выставке CeBIT и, как рассказал Контрактам главный конструктор института Анатолий Шевченко, вызвали интерес зарубежных партнеров. По крайней мере, их очень привлек робот «Интеллект-12», но предложенные условия сделки не устроили украинских ученых. Сегодня наибольшие надежды отечественные создатели роботов возлагают на «Интеллект-14», находящийся на стадии разработки. Его главное отличие от предыдущих моделей — умение шагать по ступенькам или пересеченной местности со скоростью 0,5 м/с. В ИПИИ утверждают, что это может быть третьим в мире роботом, передвигающимся таким образом. Ученые уже испытали шагающую систему и работают над созданием «руки».

Наш разведчик

Робот-разведчик «Интеллект-9» — ранняя разработка Института проблем искусственного интеллекта — предназначен для осмотра и контроля помещений с повышенной радиацией, опасным химическим загрязнением или угрозой взрыва. Вес такого робота 25 кг, скорость передвижения — 1 м/с.

Атомный ревизор

Робот «Интеллект-12» — следующая разработка Института проблем искусственного интеллекта. Он предназначен для выполнения спасательных работ в условиях радиационного или химического загрязнения и там, где есть угроза взрыва. Робот оснащен электромеханической «рукой», которая способна поднять до 15 кг. Он имеет 2 бортовых компьютера, 36 датчиков, систему безопасности, радио­управление, 3 видеокамеры, системы распознавания речи и изображений, а также систему стабилизации движения. «Интеллект-12» может питаться от аккумуляторов и встроенного генератора с двигателем внутреннего сгорания. Вес робота — 150 кг, время автономной работы при питании от встроенного генератора — до 8 часов, скорость движения — до 3 м/с. Как сообщили Контрактам авторы разработки, робот прошел испытания в разных климатических и погодных условиях, подвергался вибрациям и ударам. «Интеллект-12» даже бросали с высоты полтора метра на твердую поверхность без всяких последствий для него. Перспективная сфера применения отечественных разработок — обслуживание действующих атомных электростанций и Чернобыльской АЭС.

Опыт Чернобыля

Мобильный робототехнический комплекс МРК-61 — одна из многочисленных разработок Специального конструкторско-технологического бюро прикладной робототехники МГТУ им. Н. Э. Баумана. В свое время это предприятие создало Мобот-Ч-ХВ2, который в 1986–1987 гг. принимал участие в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС. Современный МРК-61 предназначен для визуальной разведки в опасной для человека обстановке, проведения аварийно-спасательных работ в зонах химического загрязнения и повышенной радиации. Аппарат весит 800 кг, передвигается со скоростью до 1,25 м/с и может поднять до 100 кг. Робот управляется по кабелю длиной до 300 м или по радио на расстоянии до 600 м. Во втором случае он способен работать до четырех часов без подзарядки аккумуляторов.

Проверенный боем

Робот PackBot 510 производства известной американской компании iRobot — один из тех, что были отправлены для ликвидации последствий катастрофы на АЭС «Фукусима­1». Он создан специально для работы в опасных условиях, в первую очередь с взрывчатыми веществами. Робот ориентирован на военные операции, но также используется при чрезвычайных ситуациях в мирное время. Легкий (менее 10 кг), многозадачный робот с высокой проходимостью считают одной из самых успешных разработок в своем роде. Во всем мире продано около 3 тыс. экземпляров PackBot 510.

На высоте

Беспилотный самолет­-раз­вед­чик Global Hawk — еще один пример использования робототехники для ликвидации последствий ядерной аварии в Японии. Главная задача Global Hawk состоит в сборе информации с воздуха. Для этого он оснащен радаром и несколькими камерами, что позволяет ему «видеть» земную поверхность при любых погодных условиях, в том числе при облачности и даже в условиях песчаной бури. За сутки Global Hawk может исследовать около 100 тыс. квадратных километров земной поверхности. Ранее такие летательные аппараты использовались в военных операциях в Афганистане и Ираке.

Красное и желтое

Monirobo — пример японского робота, задействованного сейчас на АЭС «Фукусима­1». Его главная функция — сбор информации и образцов веществ на месте аварии. Существует две модификации Monirobo — «красная» и «желтая». «Красная» версия оснащена детектором радиации, 3D-камерой, датчиками температуры и влажности. «Желтый» вариант способен собирать образцы пыли и оснащен детектором легковоспламеняющегося газа. Размеры роботов — полтора метра длины и столько же высоты, ширина — 80 см. Весит он 600 кг из-за тяжелой «брони», которая защищает находящуюся внутри электронную начинку. С помощью своих гусениц Monirobo может развивать скорость до 40 м/мин. Управляется он с помощью беспроводной технологии на расстоянии до 1,1 км.

Сверхпроходимый

Одним из самых перспективных японских роботов­-спасателей называют представленную в прошлом году модель Quince. Благодаря системе гусениц он может карабкаться практически по любой поверхности. Учитывая небольшие габариты робота, это позволяет использовать его для разведки и поиска людей в разрушенных зданиях с помощью специальных датчиков. К тому же Quince устойчив к механическим воздействиям, не боится пыли и воды. Предполагается, что разработку возьмут на вооружение пожарные департаменты.

Вы здесь:
вверх