логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Вам конверт Владимир ХОМЯКОВ - «Контракты» №15 Апрель 2011г.

С выплатой зарплат в конвертах правительство собирается бороться проверками, штрафами и введением уголовной ответственности


6 апреля 2011 года на сайте Минсоцполитики появились сразу три законопроекта, разработанные министерством с целью легализации зарплат. «Мы предлагаем ввести понятие, которого до этого времени не было в Украине, — это «гарантированная зарплата», — заявил главный автор зарплатной реформы вице-премьер — министр социальной политики Сергей Тигипко, представляя проекты.

Гарантированная зарплата, точнее минимальный размер оплаты труда для разных категорий сотрудников (меньше которого платить будет нельзя) в проектах есть, но конкретных цифр не приведено. Однако, как объяснил вице-премьер, «гарантированная зарплата» состоит из восьми категорий, первая из которых равна минимальной зарплате, а остальные увеличиваются по соответствующим коэффициентам.

Впрочем, это не единственная и отнюдь не главная новация законопроектов.

Разработчикам проектов, по большому счету, зарплаты украинцев не интересны. Настоящая цель в том, чтобы заставить предпринимателей платить налоги с той части заработной платы, которая сегодня выплачивается в обход налогообложения. По данным Сергея Тигипко (озвучивая статистику, министр сослался на исследования Института экономики и прогнозирования НАН Украины), в тени находится около 145 млрд грн годового зарплатного фонда. Для сравнения: объем легального фонда оплаты труда в 2010 году составил 346 млрд грн.

Чтобы вернуть 145 млрд грн в базу налогообложения, вице-премьер предлагает ввести административную и уголовную ответственность за несвоевременную, неполную или не оформленную документально выплату зарплаты, а также штрафы для сотрудников, отказавшихся доносить на работодателя. Соответствующие изменения и дополнения будут внесены в КоАП, Уголовный, Трудовой и Налоговый кодексы, в законы «О коллективных договорах и соглашениях», «Об оплате труда», «О государственной контрольно-ревизионной службе в Украине», «О государственной налоговой службе в Украине», «О лицензировании отдельных видов предпринимательской деятельности» и т. д. А также изложены в отдельном Законе «Об ответственности предприятий, учреждений, организаций независимо от формы собственности, физических лиц­предпринимателей и других субъектов предпринимательской деятельности в сфере труда».

Если все предложенные министерством новации будут приняты в неизменном виде, за неоформленного работника или «другие грубые нарушения законодательства о труде» должностные лица предприятия могут получить до двух лет исправительных работ. Наемный работник за отказ дать письменные объяснения может быть оштрафован на 170–340 грн, а админштрафы за нарушения законов о труде будут повышены в несколько раз.

Интересно, что оправдывая повышение штрафов в пояснительных записках к проектам, вице-премьер несколько раз упоминает о том, что штрафные санкции за нарушение трудового законодательства в Украине — одни из самых низких в Европе. И приводит в пример Болгарию, Чехию и Словакию, в которых несвоевременная или неполная выплата зарплаты, а также невыполнение минимальных госгарантий обходится работодателям в 8,3–200 тыс. грн.

При этом премьер почему-то не упоминает, что налогообложение зарплат в Украине — одно из самых высоких в Европе. К примеру, по данным исследования Всемирного банка Doing Business — 2011, среднее предприятие в Болгарии тратит на уплату налогов с зарплаты 20,5% прибыли*, в Чехии — 38,4%, в Словакии — 39,6%. В Украине аналогичный показатель составляет 43,3%. Кроме того, в рейтинге удобства налоговых систем Болгария находится на 85-й, Словакия — на 122-й, а Чехия — на 128-й позициях. Украина в том же перечне занимает 181-е место из 183-х возможных: сложнее, чем у нас, налоговые системы только в Центральноафриканской Республике и в Беларуси.

По большому счету, единственный реальный способ добиться повышения зарплатных отчислений государству заключается в снижении налоговых ставок и прозрачной системе распределения денег налогоплательщиков. Справедливости ради стоит отметить, что по крайней мере первая часть этого правила известна и вице-премьеру: в одном из выступлений Сергей Тигипко не исключил возможности снижения ставок отчислений с заработной платы. Но только в том случае, если «легализация» даст существенное увеличение доходной части бюджета Пенсионного фонда.

Рискну предположить, что ни первого, ни второго, в случае принятия зарплатных законопроектов, не случится.

Дело в том, что выплата зарплат в конвертах в большинстве случаев не является ни злой волей, ни свидетельством жадности работодателей. Как правило, это простая экономическая необходимость: на уплату почти 50% от начисленного в пользу государства просто нет денег. Более того, любой работодатель, выплачивающий зарплату нелегально, постоянно находится под угрозой открытия уголовного дела: неуплата налогов карается по статье 212 действующего УК.

Так что единственным гарантированным последствием ужесточения ответственности за выплату заработной платы в конверте станет рост безработицы. Единственное, что позволит избежать подобного сценария развития событий, — не слишком светлые перспективы принятия этих законов. Поскольку в неофициальных беседах даже депутаты Партии регионов оценивают проекты вице-премьера, мягко говоря, неоднозначно.

* Не путать со ставкой налогообложения зарплат. По методологии Doing Business, величина налогов рассчитывается в процентах от коммерческой прибыли для предприятия с 60 сотрудниками и оборотом, превышающим средний доход на душу населения в 1050 раз. К примеру, в случае с Украиной все платежи с зарплат по методологии исследования составляют 43,3% коммерческой прибыли. А полная ставка отчислений с зарплат превышает 50%: почти 40% от фонда оплаты труда платит работодатель плюс 18,6% уходит в бюджет и соцфонды при выплате зарплаты сотруднику.

Вы здесь:
вверх