логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Зарплата реформаторов Дмитрий ФИОНИК - «Контракты» №16 Апрель 2011г.

Правительство реформаторов собирается бороться за легализацию зарплат. По крайней мере, именно под таким лозунгом оно продвигает несколько законопроектов, согласно которым предприниматели должны будут официально платить своим сотрудникам рыночную (в зависимости от сферы и должности) зарплату. Кроме того, будут увеличены штрафы и, возможно, введена уголовная ответственность за выплату зарплат в конвертах. Возникнет новая контролирующая структура — Госинспекция по вопросам труда (подробнее см. на стр. 8). Реформаторы подсчитали, что таким образом соберут «дополнительно» 50 млрд грн.


Но они их не соберут. Дело в том, что законы о легализации зарплаты уже есть и всегда были — это гражданское, налоговое и уголовное законодательство. И если это законодательство не работает, то почему должны заработать какие-то поправки? Контролирующий орган тоже есть — ГНАУ. И если налоговая служба не справилась с задачей, то почему Госинспекция справится?

Правительство знает только один способ увеличить поступления в госбюджет и Пенсионный фонд: поднять налоги. Это неэффективный способ, ведущий в никуда (подробнее см. на стр. 4). Но других методов в арсенале реформаторов нет. Поэтому у нас самая стыдная в мире система налогообложения и огромный дефицит Пенсионного фонда. А еще правительственные чиновники говорят, что бюджет наполняют налоговики (не налогоплательщики, а именно налоговики). Эту мысль впервые высказал Николай Азаров 13 лет назад, будучи председателем ГНАУ. С тех пор психология власти не изменилась.

Чем активнее продвигаются так называемые реформы, тем хуже становятся рейтинги Украины, а дефицит ПФ все увеличивается. Единственное, что в этой ситуации спасает и украинский бизнес, и граждан — все та же неэффективность методов. Потому что если реформаторы действительно единоразово выдавят из налогоплательщиков с помощью угроз, штрафов, уголовных дел и другого насилия несколько десятков, а то и сотен миллиардов, это будет всенародное бедствие.

Почему? Представим среднее украинское предприятие, до сих пор не оправившееся от кризиса. Предположим, что его сотрудники получают небольшую теневую зарплату. Платить больше работодатель не может, платить официальные налоги на фонд оплаты труда (45% от ФОТ, пятое место в мире по величине налоговой нагрузки) — тоже не может. Тем не менее фирма работает, сотрудники на эти деньги как-то живут, кормят своих детей и стариков. Что в этой ситуации должен сделать законопослушный работодатель? Правильно: объявить о банкротстве, распродать остатки малоликвидных активов, пожать сотрудникам руки и попрощаться. Кстати, когда активы предприятия уйдут с молотка, в бюджет, возможно, что-то и капнет, но только один раз. А дальше… Люди потеряют работу, пенсия у стариков не увеличится, бюджет похудеет. Напомню, речь идет о среднем украинском предприятии. То есть если бы законодательство наше было бы эффективным на 100%, мы бы получили голодомор, вернее, НАЛОГОМОР. Конечно, кто-то бы выжил: транснациональные корпорации, а также предприятия, входящие в крупные финансово-промышленные группы. Но остальной бизнес вымрет.

Выход один: искать такие способы наполнения бюджета, которые не сводятся к увеличению налогового бремени. Специалистов, которые знают, как это делается в условиях страны третьего мира (то есть в наших реалиях), очень мало. Перуанец Эрнандо де Сото, поляк Лешек Бальцерович, грузин Каха Бендукидзе, россиянин Герман Греф… Среди украинской элиты, разбогатевшей во время теневой приватизации и других народных бедствий, таких людей нет. Время показало: украинская экономика растет только тогда, когда правительство вообще ничего не делает. В 2005–2008 гг. украинская власть была практически парализована, но это были не худшие годы для экономики. Зато теперь у нас крепкая власть и энергичные реформаторы…

Вы здесь:
вверх