логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Серость Елена СТРУК - «Контракты» №16 Апрель 2011г.

Как другие страны Европы боролись с теневыми зарплатами


Серые зарплаты

«Серые зарплаты закладывают мину замедленного действия под права трудящихся», — заявил президент России Владимир Путин в 2006 году на съезде Федерации независимых профсоюзов России. С этого момента в РФ стартовала масштабная кампания по борьбе с теневыми зарплатами.

Обеление выплат чиновники планировали еще в 2004-м, когда ставку единого социального налога, который оплачивается работодателем, снизили с 35,6% до 26%. Но этого оказалось недостаточно, чтобы средние и мелкие компании массово отказались от «конвертной» практики. В результате в ход пошла тяжелая артиллерия. Появились специальные комиссии по легализации заработных плат с участием представителей налоговых органов, Государственной инспекции труда, Фонда социального страхования, Пенсионного фонда и прокуратуры. Идейным вдохновителем таких комиссий был экс-глава Федеральной налоговой службы (ФНС) Михаил Мокрецов. Проанализировав финансовую и хозяйственную деятельность предпринимателей выбранного сектора, инспекторы определяли, с кем из них необходимо провести «разъяснительную работу». Работодателей-уклонистов вызывали и убеждали «по-хорошему» повысить оклады.

Первыми на ковер попадали гендиректора компаний с низкими зарплатами. Выявляли эти фирмы просто: сравнивая цифры Росстата, данных налоговых органов и объявлений о вакансиях с окладами сотрудников предприятия. До разъяснительной работы с рядовыми сотрудниками, получающими зарплату в конвертах, дело не дошло. «Каждый и без того должен отдавать себе отчет, что он лишает себя пенсионных накоплений, которые в свою очередь влияют на величину будущей пенсии, а также на право использования налоговых вычетов в полном объеме», — заявили тогда в ФНС. В 2006 году, когда зарплатные комиссии только начали свою работу, в списки неблагонадежных предприятий попали 500 тыс. работодателей из 4 млн зарегистрированных. Тогда, как признали в ФНС, административным давлением удалось лишь заморозить рост серых зарплат. Но уже через год налоговики отчитались о прогрессе: поступления единого социального налога в 2007-м возросли на 28% (до 405 млрд руб.).

Однако все достижения системы рухнули, когда в 2011 году суммарная ставка страховых взносов, которые пришли на смену единому социальному налогу, повысилась до 34%. Российские профсоюзы констатировали существенный отток зарплат в тень — до 50% фонда оплаты труда. Налоговые инспекторы уже не могут проверять уплату социального налога, но опыт зарплатных комиссий пригодился. Теперь выездными проверками занимаются Пенсионный фонд и Фонд социального страхования.

Выявление нарушений — один из самых популярных механизмов борьбы с серыми зарплатами в зарубежной практике. Большинство европейских стран пошло по пути увеличения количества инспекций. В то же время некоторые повышали их эффективность, сконцентрировав усилия инспекторов на самых «подозрительных» отраслях. К примеру, в Румынии скрупулезнее проверят компании из строительной сферы и легкой промышленности, в Латвии — рестораны и отели, в Швеции — службы такси и парикмахерские, а в Словении — школы вождения.

Серые работники

«Другой метод борьбы — установление высоких штрафов за нарушения», — рассказывает Дина Бокатова, консультант отдела Human Capital компании «Эрнст энд Янг». Германия еще в 2004 году ввела в действие законы, усиливающие борьбу с нелегальным рынком труда. Неуплату социальных взносов в полном объеме стали квалифицировать как преступление, а штрафы за это нарушение увеличили до EUR300 тыс. Минимальные административные санкции за неуплату соцвзносов в Италии — штраф в размере EUR3 тыс. за каждого работника. В Болгарии местные работодатели за невыполнение обязательств по социальным взносам могут быть оштрафованы на $35–720, по медицинскому страхованию — на $1440–2880. В случае повторения нарушения штраф увеличивается до $2880–5760.

В целом же в Европейском союзе, где зарплаты в конвертах получают не более 5% наемных сотрудников, актуальнее проблема неучтенных работников. К примеру, в Италии в строительной сфере была внедрена система индивидуальных идентификационных карточек. Работодатели, не предъявившие карточки своих сотрудников инспекторам, обязаны заплатить штраф EUR100–500 за каждого рабочего. В Швеции подобный механизм действует в сфере ресторанного и парикмахерского бизнеса. В 2007-м всех работодателей в этих секторах обязали вести ежедневный реестр сотрудников. За его отсутствие придется расстаться с EUR1000. Тогда в течение года шведские налоговые органы проверили 80% компаний в ресторанном и парикмахерском бизнесе, легализовав более 4 тыс. сотрудников.

Карательные меры — лишь первый шаг борьбы с нелегальными зарплатами, который вряд ли оказался бы эффективным без установления приемлемых ставок налоговых отчислений, облегчения регистрационных процедур, проведения общественных кампаний, объясняющих негативные последствия таких выплат для сотрудника. Кроме того, страны Центральной и Восточной Европы, экономика которых в большей степени страдает от теневых зарплат (выплаты в конвертах получают около 11% работников), повышают размер минимальных зарплат. В Болгарии минимальная зарплата, которую обязан платить работодатель, достигает 50% от средней зарплаты, в Словении — 46%. Польша решала проблему серых зарплат путем внедрения второго уровня пенсионной системы и проведения реформы здравоохранения.

В процессе легализации рынка труда в соседних странах из тени удалось вывести, по неофициальным данным, до 25% серых доходов граждан. Будет ли таким же эффект от обеления зарплат в Украине — самый каверзный вопрос. Ведь основная причина серых и черных зарплат здесь — неадекватно высокая налоговая нагрузка, состоящая из официальных налогов и неофициальных поборов чиновников. Общий размер единого социального взноса — около 40% от заработной платы. «Вопросы легализации заработных плат нельзя решить исключительно репрессивными методами. Эта проблема требует комплексного подхода, который включал бы экономические реформы, реформу пенсионной системы и либерализацию трудового законодательства, введение льгот, стимулирующих работодателей выводить заработные платы из тени», — резюмирует эксперт Эрнст энд Янг.

Вы здесь:
вверх