логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Сила мечты Сергей ГЕТУН - «Контракты» №24-25 Июнь 2011г.

Легенды прошлого, тест-драйв автомобиля на водородных топливных элементах, а также самый добрый в мире гуманоид и другие обитатели Академии Honda


Если для фанатов Honda предусмотрено специальное место в раю, то оно определенно должно быть похоже на Академию Honda. К счастью, сама академия находится не на небесах, а в 30 км от Франкфурта и иногда открывает свои двери не только сотрудникам компании. Здесь можно встретить массу интересного.


Honda NSX. В Америке ее прозвали Ferrari 911. Разгон до сотни — за 5,03 с (против 5,2 с у более мощного Ferrari). Благодаря лучшему поведению в повороте среднемоторный NSX проходит круг Нюрбургринга быстрее, чем Porsche 911, несмотря на преимущество последнего в скорости на прямой.

Вот поперек холла стоит NSX — легендарный гоночный автомобиль со среднемоторной компоновкой. Его «учил ездить» сам Айртон Сенна. NSX был вызовом, брошенным японцами Ferrari 348 и Porsche 911, причем вызовом, который Honda невероятным образом выиграла и с ходу ворвалась в мир суперкаров на каждый день.

А кто это прячется за грозой автодромов? Insight — первый гибридный автомобиль в Европе. Как и у NSX, его корпус полностью сделан из алюминия — оба автомобиля можно сдвинуть с места одним пальцем.

Вот экземпляр, который не назовешь редким. Honda C-50 Super Cub — самый знаменитый мопед в мире. В 2002 году был выпущен 35-миллионный (!) аппарат этой серии. И это не считая многочисленных китайских копий.

Здесь готовятся к эксперименту по засовыванию велосипеда в Honda Jazz... Здесь, похоже, разбирают и собирают двигатели на время... Длинные ряды мотоциклов... Вот это СХ-500 — первый в мире мотоцикл с турбированным двигателем.

Вот эта «плазма» на стене показывает, какую часть электричества, необходимого зданию академии, вырабатывают в настоящий момент солнечные батареи, установленные на его крыше. Солнечные батареи Honda отличаются от обыкновенных.Они производят электроэнергию при любом, даже слабом освещении.

Здесь испытывают навесные моторы для моторных лодок... Двигатель этого автомобиля работает на водородных топливных элементах...

— А можно проехать на FCX Clarity?

Есть один нюанс. Учитывая количество произведенных FCX Clarity, цену экспериментальных топливных элементов и прочие нюансы, стоимость машины составляет приблизительно миллион долларов.

— О’кей, только оставьте водорода на 70 миль в баке.

Отлично, проедусь по Эрлензее и окрестностям на водородном автомобиле за миллион долларов.

Блиц-круг

Итак, Honda FCX Clarity. Во­первых, это электромобиль. Очень качественно собранный, полностью готовый к повседневному использованию, достаточно элегантный и неплохо экипированный большой седан с непривычным соотношением объемов. 

Пространства под его капотом едва ли хватило бы, чтобы втиснуть туда двигатель внутреннего сгорания, зато в салоне места достаточно, чтобы во втором ряду даже за рослым водителем можно было сидеть полулежа и заложив ногу за ногу. Мощность электродвигателя составляет 100 кВт (136 л. с.), а крутящий момент — 256 Н•м. Учитывая вес машины (1635 кг), может показаться, что автомобилю должно не хватать тяги. Однако на практике, нажав до отказа педаль акселератора, тебя ощутимо вжимает в спинку сиденья, причем разгонная сила не ослабевает на протяжении всего времени ускорения. Такой разгон никак не назовешь вялым. Не знай я реальных цифр, садясь за руль, переоценил бы крутящий момент раза в полтора. Самое непривычное — это звук. Представьте себе шумоизолированный игрушечный троллейбус. Вот как-то так, практически в полной тишине, под звук кондиционера и едешь, автоматически отмечая, что неподрессоренные части «по-американски» содрогаются на ухабах, отчего комфорт подвески по большому немецкому счету можно назвать «средним». Честно говоря, на фоне всего остального качество подвески волнует в Clarity меньше всего.

Откуда у FCX столько прыти? Для того чтобы обеспечить электродвигатель питанием прямо на ходу, в специальном реакторе кислород, взятый из атмосферы, реагирует с водородом, взятым из бака, в результате чего и вырабатывается необходимое электричество, а в качестве побочного продукта образуется вода в виде пара. Экологически чистый пар, понятное дело, возвращается обратно в атмосферу. Чтобы получить дополнительную энергию для преодоления инерции покоя, электродвигатель использует дополнительный источник энергии — литий-ионную батарею.

На полном баке водорода автомобиль может проехать 620 км. Оставим пока в стороне вопрос о том, где брать водород. Понятно и то, что на Clarity особо не сэкономишь, тем более что и купить его пока нельзя. Теоретически FCX Clarity можно взять в аренду за $600 в месяц, если конечно вы собираетесь провести этот месяц в Калифорнии. Там, к слову сказать, как раз развернута большая сеть водородных заправок. Впрочем, более уместным словом будет «выиграть», ведь количество желающих пока в тысячи раз превышает предложение.

Asimo — робот, которому
хочется пожать руку

При всем многообразии производимой компанией продукции для нас Honda — это прежде всего территория машин. Посмотрите на название нашего раздела! Именно автомобили, а не самолеты и газонокосилки интересуют нас в первую очередь. Однако об одном совершенно бесколесном обитателе академии я просто не могу промолчать. Asimo называют самым добрым человекоподобным роботом в мире. Совершенно не понятно, как робот может быть настолько милым и очаровательным. Вы можете быть сколь угодно искушенным, понимать, что им управляют всего лишь невероятно сложные алгоритмы, сенсоры, десятки моторчиков, что перед тобой лишь запрограммированное поведение, но когда он выйдет из-за ширмы и направится через зал, вы как ребенок будете готовы захлопать в ладоши от восторга.

В будущем Asimo будет помогать людям в быту, но пока люди сами сдувают с него пылинки и радуются его нехитрым успехам. Сейчас Asimo уверенно ориентируется в пространстве, ходит, бегает, танцует, пробует себя в футболе (ну, это пока точно не для роботов занятие), может поддержать незамысловатую беседу или принести кофе.

Но главного создатели Asimo уже добились. Они показали, как что-то невероятно сложное может быть простым. Этому, кстати, учат в Академии Honda сотрудников компании, как учил когда-то своих подчиненных Соичиро Хонда. Ведь согласно восточному определению, мудрость — это делать сложное простым, а глупость — это делать простое сложным.

История Соичиро Хонда

Основатель Honda — японский инженер, изобретатель и автогонщик Соичиро Хонда — заработал за свою жизнь репутацию человека, способного находить простые решения для сложных проблем.

Юность он провел в заштатных ремонтных мастерских, в одной из которых, благодаря своим талантам и усердию, а также воле провидения, ему однажды было позволено во внерабочее время конструировать гоночный автомобиль. Босс Соичиро хотел, чтобы машина участвовала в ралли, рекламируя таким образом мастерскую. Пилотом должен был стать сам Соичиро. Молодому Хонде удалось решить главную проблему гоночных машин того времени: его двигатель не взрывался во время гонки от перегрева благодаря использованию дополнительного радиатора. Соичиро с ходу одержал несколько побед на машине, в которой все, кроме двигателя, было сделано его руками. Однако на первой же по-настоящему крупной гонке, развив скорость 120 км/ч и опередив всех соперников, на финишной прямой он врезался во внезапно заглохшую машину соперника, отставшего на круг. Автомобиль Хонды трижды перевернулся, а сам Соичиро раздробил кисть левой руки. Национальный рекорд скорости, установленный в тот день, продержался десять лет, однако о карьере гонщика пришлось забыть, и Хонда задумал открыть собственное дело по производству поршневых колец.

Поршневые кольца в конце 1930-х годов стоили дороже, чем слитки серебра того же веса, но бизнес заладился не сразу. Выплавленные кольца упрямо не желали соответствовать мало-мальски пригодным кондициям, а сбережения Хонды стремительно таяли. Он буквально заперся на заводе, стремясь наладить производство, но результат оставался нулевым. Когда упорно не желавший признать собственную некомпетентность в литейном деле самородок-недоучка Хонда все же сдался и пошел на поклон к профессору местного технологического института, сразу решившему проблему*, над которой безуспешно бился Соичиро, в жизни Хонды произошли две замечательные вещи. Первое: впечатленный Хонда пересмотрел свое убеждение, что «если бы теория способствовала творчеству, все школьные учителя были бы изобретателями», и поступил в институт. И второе: дела фирмы резко пошли в гору. Настолько, что во время Второй мировой войны предприятие Хонды уже на 40% обеспечивало поршневыми кольцами автомобили Toyota.

В 1945 году предприятие Хонды разбомбили, и он, резонно предположив, что Япония вступает в период нищеты и разрухи, не стал восстанавливать завод, продав дело компании Toyota. Хонда во всеуслышание заявил, что собирается годик отдохнуть, и направил часть вырученных от продажи своего дела средств на приобретение цистерны пищевого спирта, которая была установлена у него во дворе и целый год снабжала Хонду и его друзей самодельным виски в ходе непрекращающейся цепи пирушек. Тогда его впервые назвали «клоуном».

Через год от души наотдыхавшийся Хонда вернулся в бизнес и основал фирму с громким названием «Технологический исследовательский институт Хонды». Покупая по дешевке списанные армейские двигатели и прикрепляя их к велосипедам, предприятие с большой выгодой продавало конечный продукт голодающим горожанам, использовавшим его для вылазок в деревни, где можно было раздобыть съестные припасы. Спрос на импровизированные мопеды был так высок, что списанные двигатели вскоре закончились. Тогда Хонда решил сам заняться производством двигателей, а в перспективе и мотоциклов. Так в 1948 году родилась компания Honda Motor, которая прославит Хонду на весь мир.

Школа «клоунов»

В становлении новой компании, ее громких инженерных и управленческих успехах, помимо Соичиро Хонды, большую роль сыграл его партнер и ближайший соратник Такео Фудзисава. Он перенял у Хонды и «клоунские» замашки, которых тот, надо сказать, совершенно не стеснялся. Однажды на переговорах с иностранным заказчиком Хонда и Фудзисава переусердствовали, угощая гостя саке. Тому сделалось дурно, но самое ужасное, что иностранный бизнесмен уронил свою вставную челюсть в туалет «типа сортир». Ни секунды не раздумывая, Хонда полез в выгребную яму, нащупал там челюсть, после чего отправился в ванную, откуда появился, лихо отплясывая со вставной челюстью во рту. Напряжение мгновенно было снято, сделка, висевшая на волоске, была спасена, а в корпоративный кодекс компании навсегда вошли слова Хонды, сказанные после этого: «Человек, стоящий во главе компании, должен быть готов к действиям, которые его сотрудникам покажутся ненавистными. Вовсе не обязательно повторять эти действия многократно: достаточно одного прецедента, чтобы твои подчиненные последовали за тобой». Стиль переговоров Хонды и Фудзисавы — с розыгрышами и рассказыванием анекдотов — в основном срабатывал как надо, но не всегда. Например, в 1952 году после очередного представления Хонды и Фудзисавы банкиры отказались выдать им кредит по причине того, что «банк не может доверять шутам гороховым».

* Для повышения эластичности профессор предложил использовать при литье кремниевые добавки.

Хроники Honda

Honda интересна уже тем, что входя в первую десятку крупнейших производителей автомобилей в мире, остается независимой компанией, отказавшейся от идеи объединения в концерны. Свое место под солнцем Honda завоевала дерзким, изобретательным и нестандартным поведением, которое демонстрирует на протяжении всего своего существования.

1948. Соичиро Хонда в небольшой мастерской в Хаммамацу сконструировал свой первый мотоциклетный двигатель.

1950. В Японии существует порядка 400 крупных дистрибьюторских фирм, занимающихся продажей мотоциклов, за которые дерутся все производители. Хонда и Фудзисава решают «подняться над схваткой». Они рассылают письма велосипедным мастерским, которых в стране насчитывается более 55 тыс., призывая откликнуться тех, кто заинтересован в установке разработанных компанией Honda двигателей на велосипеды. Так буквально за неделю фирма приобретает сеть из 13 тыс. дилеров.

1955. Компания стала лидером по производству мотоциклов в Японии, уничтожив массу конкурентов.

1959. Создание представительства в Лос-Анджелесе. С этого момента Honda 20 лет будет готовить плацдарм для создания первого завода в США.

1960. В компании вводится четкое разграничение подразделений. В исследовательском центре отказываются от управленческой пирамиды, создав систему, в которой продвижение зависит не от освобождающихся выше ячеек, а от личных достижений. Такая структура призвана растить своих гениев, которые со временем сменят на посту президента патриарха Соичиру. Тот факт, что ни Хонда, ни Фудзисава не собирались передать компанию наследникам, в дальнейшем сыграл важную роль в получении компанией долгосрочных кредитов. Банкиры были уверены, что компания перейдет в руки высококвалифицированных специалистов.

1963. Спортивный S500 — первый автомобиль Honda. Хонда проигнорировал заявление Министерства международной торговли Японии о том, что стране не нужен еще один автопроизводитель.

1964. Honda заявляет о планах участия в «Формуле-1».

1965. Первая победа в «Формуле-1».

S800

1966. Дебютирует компактный N360, S800.

1968. В США выпущен миллионный мотоцикл.

1969. Время глобализации Honda. Открываются представительства в Канаде и Австралии. Honda готовится к решительным действиям в Европе.

1971. Создан экологичный двигатель CVCC. В этот момент к нему относятся не иначе, как к технологическому пижонству. Однако через пару лет во многих странах будут введены жесткие ограничения на содержание токсичных веществ в выхлопных газах, и Honda окажется впереди всех.

1972. Год выпуска Civic и год настоящей славы Honda. С этого момента ее повсеместно признают как производителя компактных, недорогих и качественных автомобилей.

1973. Фудзисава, подготовивший плеяду талантливых конструкторов и управленцев, объявил о своем уходе. Хонда отреагировал мгновенно: «Тогда уйдем вместе». Новым президентом стал Киоси Кавасима.

Фудзисава на пенсии предавался исключительно праздности, жалея лишь о том, что Honda... выиграла в 1966 году этап «Формулы-1» в Мексике: «Проиграй мы тогда, у нашего двигателя было бы не водяное охлаждение, а воздушное. И тогда Civic появился бы гораздо раньше».

Хонда после ухода из компании создал два фонда — Международную ассоциацию по проблемам безопасности движения и Фонд Хонды, который занимался изучением влияния науки и технологии на окружающую среду. На недоуменные вопросы журналистов, зачем это нужно владельцу автокомпании, он отвечал: «Я не владелец».

1974. Нефтяной кризис в Японии, автопроизводители сокращают производство. Honda же удваивает производство, снижает цены и получает 76%-ный рост продаж в отличие от Nissan и Toyota, потерявших 40%.

1976. Появляется первый Accord.

1978. Дебютирует Prelude.

1980. Honda входит в тройку крупнейших японских производителей.

Айртон Сенна, Соичиро Хонда и Алан Прост

1982. Начало производства Accord в Огайо. Болидами Honda управляют Алан Прост и Айртон Сенна.

1985. Появляются Life, Integra, Legend.

1987. Honda становится самой быстрорастущей компанией в мире и объявляет о разработке системы подушек безопасности. Произведен пятимиллионный Civic.

1989. Accord — самая продаваемая модель в США. Соичиро Хонда становится первым азиатом, помещенным в Зал автомобильной слава США.

1990. Дебют NSX — прямой вызов автомобилям Ferrari.

1993. Автомобиль Dream на солнечных батареях побеждает в гонке World Solar Challenge.

1996. Анонсирован прототип человекоподобного робота, призванного в будущем помогать человеку в быту.

1997. Разгар азиатского кризиса. Президент Honda Нобухито Кавамото заявляет, что год был для компании самым успешным: объем продаж — более $40 млрд, чистая прибыль — свыше $2 млрд. Совокупное производство мотоциклов достигает 100 млн.

2000. Появление Asimo.

2001. Accord еще раз становится самой продаваемой моделью в США.

2002. Выпуск 35-милионного скутера Honda C50 Super Cub.

2010. Объем продаж автомобилей — 3 555 000 (+5% год к году), мотоциклов — 17 952 168 (+19% год к году).

2011. Выпуск Hondajet — первого самолета компании. Заказы получены на год вперед, хотя официальный старт продаж будет дан лишь в августе.

Honda все больше и больше продвигается в области экологически чистого машиностроения. Удивительно, но и в XXI веке лозунгом компании остаются слова Соичиро Хонды, сказанные в 1948 году: «Промышленность несет первоочередную ответственность за содержание окружающей среды в пригодном для будущих поколений состоянии».

Киев — Эрлензее — Киев

Использованы данные из открытых источников

Фото Honda, автора

Больше фотографий смотрите здесь

Вы здесь:
вверх