логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Закон и Google - «Контракты» №27-28 Июль 2011г.

Шесть законов и законопроектов, которыми украинцы больше всего интересовались в 2011 году*


Апрель

Закон о госслужбе

7 апреля депутаты проголосовали за принятие в первом чтении президентского законопроекта № 8306 «О государственной службе в Украине». Одним из базовых принципов документа было сохранение политической нейтральности государственных служащих — им запрещалось состоять в политических партиях. Однако ко второму чтению эта норма из документа исчезла — с полного согласия всех участвовавших в его подготовке депутатов.

Если документ будет принят в нынешнем виде, чиновники получат право заниматься политической деятельностью «в свободное от работы время». На практике это может привести к политизации исполнительной власти, поскольку Конституцией прямо запрещено заниматься политикой лишь судьям и военнослужащим. Еще одним следствием этой нормы может оказаться массовая ротация госчиновников после каждых выборов.

Закон о красном знамени

21 апреля депутаты проголосовали за принятие поправок к Закону «Об увековечении Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», согласно которым 9 мая рядом с государственным флагом Украины в обязательном порядке должно быть вывешено Знамя Победы, практически полностью повторяющее флаг СССР. Текст поправок — четыре абзаца, почти дословно списанные из российского закона о красном знамени от 2005 года, — подали в ВР четверо депутатов: двое коммунистов, регионал и член фракции Народной партии. Несмотря на почти единогласное одобрение проекта членами Партии регионов, президент Виктор Янукович подписал закон лишь 20 мая — после того, как Кабмин и Министерство юстиции провели «правовую экспертизу» документа. Тем не менее в середине июня КС признал апрельские поправки неконституционными.

Не подписанный президентом, то есть де-юре не действовавший документ все же сыграл свою роль. 9 мая во Львове представители пророссийских партий «Русское единство» и «Родина», вопреки запрету суда, провели марш на Холме Славы и развернули Знамя Победы. Эти же активисты с красными флагами и дымовыми шашками устроили шествие по улице Лычаковской, где произошли потасовки с членами Всеукраинского объединения «Свобода». Во время беспорядков во Львове пострадали 16 человек, по факту нарушения общественного порядка возбуждено 5 уголовных дел и составлено 8 административных протоколов.

 

Май

Закон о госзакупках

17 мая парламентарии проголосовали за законопроект № 7532 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по вопросам государственных закупок». Принятый депутатами документ позволял проводить закупки у одного предприятия без конкурса — соответствующие нормы подверглись жесткой критике экспертов Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ). В ответ на критику ПАСЕ 14 июня проект был возвращен в парламент с замечаниями президента — Виктор Янукович ветировал документ.

В нынешнем году парламент дважды пытался изменить закон о госзакупках — первая попытка в январе 2011 года увенчалась успехом (принятый закон был подписан президентом), но вызвала острую критику Всемирного банка и Евросоюза. Вторая попытка изменить правила госзакупок была предпринята весной с целью согласовать позицию Украины с требованиями ВБ и ЕС, финансирующих проекты по консультационной помощи в разработке соответствующего законодательства. Успехом она не увенчалась: Всемирный банк и Евросоюз приостановили финансирование консультационных программ на общую сумму в EUR280 млн.

Июнь

Списание долгов ТЭК

2 июня Виктор Янукович подписал Закон № 3319 «О некоторых вопросах задолженности за потребленный природный газ и электрическую энергию». Согласно этому документу, теплоэнергетическим компаниям — теплокоммунэнерго, облгазам, НАК «Нафтогаз України» и ее «дочкам» — списано более 24 млрд грн долгов за газ, возникших в 1997–2010 гг.

Почти треть списанных долгов за газ — более 7 млрд грн — пришлась на долю облгазов, большая часть которых находится в частной собственности. Таким образом, Нафтогаз лишился последней возможности взыскать с частных компаний долги за газ, который приобретался у российского Газпрома за счет средств госбюджета. По мнению экспертов, списание долгов было выгодно Дмитрию Фирташу, контролирующему две трети внутреннего рынка газовых поставок Украины.

Законопроект об упрощенной системе налогообложения

16 июня парламент принял за основу законопроект № 8521 «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины и некоторые другие законодательные акты Украины (об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности субъектов малого предпринимательства)». Впервые — с момента принятия Налогового кодекса в декабре 2010 года — правительство согласилось пойти на уступки мелким предпринимателям, расширив сферу применения упрощенной системы, разрешив плательщикам единого налога работать с юрлицами и даже понизив налоговую нагрузку. Впрочем, проект не решает главных системных проблем малого предпринимательства, заложенных в НК: колоссальной нагрузки на фонд оплаты труда, временного характера действия упрощенной системы, широких полномочий налоговиков и т. д.

Хотя нынешний проект закона об упрощенной системе и сложно назвать идеальным, появление даже такого документа было бы невозможным без Предпринимательского майдана осенью 2010 года, который в свою очередь стал реакцией на главу XIV Налогового кодекса, по сути ставившую крест на малом бизнесе. Разработчики кодекса попытались заставить малый бизнес работать по тем же условиям, что и транснациональные корпорации: обязав платить практически все налоги, тратить более 600 часов в год на учет и отчетность и предусмотрев новые проверки и штрафы для несогласных. В ответ общественные организации предпринимателей в течение полугода организовали несколько сотен акций протеста, в которых участвовали от 200 тыс. до 500 тыс. мелких предпринимателей. Кульминацией акций протеста стал сорокатысячный митинг в Киеве.

Проект пенсионной реформы

16 июня ВР приняла в первом чтении законопроект № 7455 о реформе пенсионной системы. Хотя правки к пенсионным законам разрабатывались более года, их принятие оставалось под вопросом до последнего момента. Нынешняя солидарная система пенсионного страхования не в состоянии существовать без финансирования за счет госбюджета. Но меры, предлагаемые для сокращения расходов Пенсионного фонда — повышение возраста выхода на пенсию для женщин, увеличение трудового стажа, сокращение пенсий работающим пенсионерам, — крайне негативно воспринимаются большинством избирателей. Особенно если учесть, что даже после реформы пенсионной системы высшие госчиновники будут получать пенсии, в десятки раз превышающие средний уровень.

Из-за фактического провала пенсионной реформы в 2010 году Украина не получила два квартальных транша по $1,5 млрд в рамках программы сотрудничества с МВФ. Непопулярные меры по урезанию пенсий «обычным» пенсионерам — одновременно с сохранением пенсионных льгот высшего чиновничества — неизбежно приведут к росту социальной напряженности и массовым акциям протеста.

ИНДЕКС ЦИТИРОВАНИЯ словосочетания «ВР Закон України» по данным google.com.ua

* Данные о поисковых запросах и индексе цитирования — google.com.ua

Вы здесь:
вверх