логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Пенсия с карточки Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №34-35 Август 2011г.

Как деньги всех украинских пенсионеров оказались на 248 электронных карточках


248 карточек законодателей проголосовали за вступление в силу закона «О мерах относительно законодательного обеспечения реформирования пенсионной системы» уже 1 сентября (последняя редакция документа содержала дату — 1 января 2012 года). «Карточки» приняли решение в присутствии 143 народных избранников. Голосование продолжило лучшие традиции «народного обсуждения» и доработки законопроекта. По­этому неудивительно, что немало норм документа противоречат Конституции. Скорее всего, президент будет тянуть с подписанием закона до последнего.

Вице-премьер — министр социальной политики Сергей Тигипко считает, что ко второму чтению «проект стал более мягким, а главное — сохранил свою целостность». Потому как «не будет повышения возраста для женщин, которые воспитали пятерых детей или ребенка-инвалида», и даже для воинов-интернационалистов не предусмотрено изменений в пенсионной реформе. Также Тигипко заверил: «Пенсии будем только увеличивать — никаких разговоров об ограничении пенсий или неповышении речь не идет». Тогда возникает вопрос: в чем фокус?

Новые пенсии могут уменьшиться на 20% и более

Главная проблема закона, возможно, даже не в повышении пенсионного возраста, а в ограничении пенсий. Причем ограничение скажется даже на тех, кому пенсия уже назначена. В частности, значительно урезаются выплаты работающим пенсионерам. Тем же, кому положена пенсия после 1 сентября (в отличие от счастливчиков, которые достигнут пенсионного возраста 31 августа), она будет начисляться исходя из зарплаты за последние три года, а не за год. Это может уменьшить пенсионные выплаты примерно на 20%. Еще на 10% сократится пенсия тех, чей трудовой стаж на 10 лет выше ранее установленного нормативного. А часть женщин, стаж работы которых менее 30 лет, и мужчин, чей стаж менее 35 лет, вообще лишатся права на пенсию. На этом фоне не очень радует даже ограничение максимальных пенсий десятью прожиточными минимумами, ведь уже назначенные пенсии в десятки тысяч гривен снижены не будут. И вопрос здесь не столько в том, что VIP-пенсионеров не так уж много и, мол, это для бюджета ПФ не проблема, а в социальной справедливости. Кроме того, следует понимать, что эти пенсии платит не какой-то абстрактный пенсионный фонд, а конкретные ныне работающие люди.

Уже ни для кого не секрет, что такая пенсионная реформа не решит проблемы дефицита ПФ и не позволит реально увеличить пенсии в ближайшем будущем. Вместе с тем она проводилась под лозунгом «Сегодня в Украине на одного работающего — один пенсионер». Но очевидно, что корень проблемы не в этом. Действительно, на данное время 14 млн работающих обеспечивают пенсии 13,7 млн пенсионеров. Но стоит вспомнить, что 8 млн трудоспособных украинцев сейчас не числятся ни в первой категории, ни во второй. При этом официальный уровень безработицы составляет лишь 2%. По данным Конфедерации работодателей Украины, около 5–7 млн соотечественников работают в тени. Причем Государственный центр занятости признал, что эта цифра значительно возросла после вступления в силу Налогового кодекса. По официальной информации, количество украинских трудовых мигрантов достигает 3 млн. По оценкам экспертов, эта цифра может доходить до 6 млн. Только за I квартал текущего года они перечислили на родину около $1,5 млрд (сумма двух объединенных траншей кредита МВФ, которые ожидает Украина после пенсионной реформы, — около $3 млрд). Впрочем, и гастарбайтеры, и теневики не платят пенсионные отчисления не от хорошей жизни. Почему бы не создать реальные условия для нормальной работы в Украине? Возможно, тогда сразу одного пенсионера будут обслуживать уже двое работающих граждан. И демографическая ситуация тут ни при чем.

ЗАКОН СУРОВ

Новации Выводы
1 Повышается пенсионный возраст для женщин — с 55 до 60 лет на полгода ежегодно. До 2015-го они могут выходить на пенсию в 55 лет, но ежемесячно будут терять по 0,5% (за 5 лет — 30%). За каждые шесть месяцев работы после 55-летия женщине устанавливается надбавка в 2,5%. Выходить на пенсию в 55 лет женщинам станет невыгодно, учитывая, что ежемесячно пенсия будет уменьшаться. Надбавки за работу после 55 лет стимулом не являются, поскольку ранее они могли также работать, но еще и получать пенсию (от 55% зарплаты). Кроме того, надбавка действует лишь до достижения женщиной 60 лет.
2 Повышается возраст для женщин, которые имеют право на социальную помощь, — с 58 до 63 лет. Женщины, у которых трудовой стаж менее 15 лет, до 63 лет не получат от государства никакой помощи.
3 Повышается пенсионный возраст для мужчин-госслужащих — до 62 лет. Они могут выйти на пенсию и в 60 лет, но при этом теряют специальную пенсию. С 65 до 62 лет снижен предельный возраст пребывания на госслужбе. Чиновники преклонного возраста столкнутся с дилеммой: идти на пенсию и лишиться льгот или работать еще два года в надежде получить повышенную пенсию. Скорее всего, будут выбирать второй вариант, что скажется на качестве работы госслужащих. Все чиновники 62–65 лет в один день будут отправлены на пенсию.
4 Нормативный страховой стаж для получения пенсии по возрасту повышен для женщин с 20 до 30 лет, для мужчин — с 25 до 35 лет. Женщины со стажем работы более 30 лет, мужчины — 35 лет лишатся 10%-ной надбавки (при зарплате в 2000 грн — 200 грн). У кого стаж работы меньше, но не менее 15 лет, теперь могут претендовать лишь на социальную помощь.
5 Средняя зарплата для назначения пенсии берется за три последних года, а не за год, как теперь. Пересчет пенсии проводится со средней зарплаты, с которой назначена пенсия. Размер пенсии автоматически уменьшается, поскольку ежегодно размер заработной платы увеличивается на 15–20%. Соответственно, зарплата предыдущих лет снизит средний показатель за последний год.
6 Назначение пенсий проводится из заработка лишь по данным персонифицированного учета. Упраздняется возможность начисления пенсий исходя из заработков, полученных до 2000 года. Прежде всего, это ударит по лицам, у которых раньше были значительные доходы, а за последние 10 лет их заработок существенно снизился.
7 Надбавки за сверхнормативный стаж и доплаты к прожиточному минимуму работающим пенсионерам не предусматриваются. Уменьшится размер доходов работающих пенсионеров. Это нарушает их право на заслуженную пенсию. Также нарушается право на труд, поскольку ставятся преграды в реализации данного права.
8 Пересчет пенсий и выплата надбавок работающим пенсионерам, которые получают специальные пенсии, будет производиться только после достижения пенсионного возраста. Работающим лицам, имеющим льготы согласно специальным законам, будет невыгодно воспользоваться таким правом, поскольку они лишаются надбавок, и их пенсия будет замораживаться.
9 Ограничен размер максимальной пенсии десятью прожиточными минимумами (7640 грн). Данная норма не распространяется на уже назначенные пенсии. Доработанный парламентским комитетом законопроект предлагал увеличить максимальную пенсию до 14 ПМ, но поправка не была поддержана. Велика вероятность, что данная норма будет отменена Конституционным Судом.
10 С года, в котором будет обеспечен бездефицитный бюджет Пенсионного фонда, вводится обязательная накопительная система. В первый год в эту систему будет отчисляться 2% взносов за счет пропорционального уменьшения взносов в солидарную систему. Ежегодно эта сумма будет увеличиваться на 1%, пока не достигнет 7%.  Ликвидировать дефицит бюджета ПФ, невзирая на данный закон, в ближайшее время не удастся. То есть перспективы введения накопительной системы туманны. Также опасения вызывает норма, позволяющая принимать участие в обязательной накопительной системе негосударственным пенсионным фондам. Эффективной работе НПФ будет мешать неразвитость и несовершенство украинского фондового рынка.
Вы здесь:
вверх