логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
ФабрикААА оценок Виктория РУДЕНКО, Павел СИВОКОНЬ - «Контракты» №39 Сентябрь 2011г.

Почему международные рейтинги превратились из экономических индикаторов в политические


С середины 2011 года данные международных рейтинговых агентств жестко критикуют все кому не лень. Мировые лидеры заявляют о росте недоверия к рейтинговым агентствам, но отказываться от их услуг не спешат и на конфликт предпочитают не идти. Ведь снижение суверенного рейтинга может стать причиной кризиса в целом регионе.

Сила трех

В начале сентября сразу два международных рейтинговых агентства обратили внимание на события, происходящие в Украине. 2 сентября РА Fitch подтвердило рейтинг страны по национальной шкале на уровне AA (ukr) и тут же отозвало его. Специалисты Fitch аргументировали свое решение тем, что национальные рейтинги «более не являются актуальными для аналитического процесса агентства». В это же время национальный рейтинг был отозван и у России. Национальных рейтингов также нет у Азербайджана, Армении, Грузии и Казахстана. 13 сентября Украина вновь оказалась в центре внимания аналитиков: РА Standard & Poor's снизило суверенный рейтинг страны по обязательствам в нацвалюте с BB- до B+. Рейтинг по обязательствам в инвалюте остался на прежнем уровне. «Монетарная политика, по сути призванная поддерживать финансовую гибкость суверенного правительства в отношении собственной валюты, в случае Украины ограничена высокой инфляцией и управляемым обменным курсом национальной валюты»,— говорится в отчете Standard & Poor's. Среди других причин снижения рейтинга — нестабильные доходы бюджета и высокие пенсионные расходы, значительный долг финансового сектора и большая доля проблемных кредитов.

С аргументами западных коллег согласны далеко не все украинские экономисты. «Учитывая хорошие показатели выполнения бюджета и отсутствие высоких рисков суверенного дефолта, решение агентства выглядит малопонятным», — разводит руками начальник отдела анализа финансовых рынков ING Банка Украина Александр Печерицын. Впрочем, ни отзыв, ни снижение рейтинга в среднесрочной перспективе не помешают отечественным эмитентам привлечь финансирование за рубежом. Инвестиции в развивающиеся рынки, к которым относится Украина, — высокорискованные. Все возможные риски изначально заложены в стоимости ресурсов. «Кроме того, иностранные инвесторы, вкладывающие в гривневые долговые обязательства, не уделяют особого внимания суверенному рейтингу в нацвалюте», — добавляет Александр Печерицын. Для сохранения вложений их больше интересует инвалютный рейтинг. Правда, инвестиции нерезидентов в украинские госбумаги сокращались еще до снижения рейтинга. Только за 8 месяцев 2011-го объем ОВГЗ у нерезидентов уменьшился почти вдвое: с 11,2 млрд грн в начале января до 6 млрд грн в середине сентября. И наращивать объем инвестиций они пока не планируют. По крайней мере, уже на протяжении нескольких месяцев Минфину не удается разместить новые выпуски ОВГЗ: потенциальных покупателей не устраивает ни нынешняя доходность, ни ситуация в экономике и политике Украины в целом. Своеобразной гарантией возвращения инвесторов могло бы стать возобновление сотрудничества с МВФ, но действующая власть пока не спешит выполнять требования Фонда. Чтобы привлечь иностранцев, правительство Украины даже планировало выпустить ОВГЗ, номинированные в валюте, однако пока конкретные шаги для реализации задуманного так и не были предприняты.

Рейтинговое недоверие

Сегодня рейтинговые агентства даже из числа «большой тройки» (Fitch, Standard & Poor's, Moody’s) перестали играть решающую роль при выборе объекта для инвестирования. Их оценки имеют скорее политический, нежели экономический характер. 5 августа 2011 года S&P впервые в истории понизило кредитный рейтинг США на одну позицию — с ААА до АА. Буквально на следующий день Securities and Exchange Commission при американском парламенте заявила, что расхождения в ее собственных подсчетах и подсчетах Standard & Poor's составляют почти $2 трлн и причин понижать рейтинг не было. Любопытно, что два других РА, которые в середине лета подвергли рейтинг США пересмотру, после событий вокруг S&P сохранили оценки на прежнем уровне, хотя снижение рейтингов было вполне ожидаемым. «Проблемы у Соединенных Штатов действительно есть, поэтому не совсем понятно, почему Moody’s и Fitch не последовали примеру Standard & Poor's и оставили рейтинг США на наивысшем уровне, — сокрушается исполнительный директор Фонда Блейзера в Украине Олег Устенко. — Они рискуют своей репутацией».

На практике оказалось, что пострадала репутация самого S&P: 23 августа президент РА Дивен Шарма вынужден был уйти в отставку, а Министерство юстиции США начало собственное расследование в отношении агентства: американские юристы засомневались в независимости решений, принимаемых сотрудниками Standard & Poor's.

Оценки «большой тройки», монополизировавшей рынок рейтинговых услуг почти на 95%, уже неоднократно ставили под сомнение. Инвесторы хорошо помнят, как в 2007 году S&P, Moody's и Fitch утверждали, что операции на рынке недвижимости в США можно совершать без особого риска. Но уже через полгода этот рынок потерял более 50% своих объемов, а цены на жилье начали снижаться не по дням, а по часам. Нобелевский лауреат — экономист Джозеф Стиглиц — назвал тогда рейтинговые агентства «ключевыми преступниками» финансового кризиса.

В 2009 году от действий Standard & Poor's пострадала и Украина: РА, единственное из «большой тройки», понизило долгосрочный суверенный рейтинг страны по обязательствам в иностранной валюте до рекордно низкого уровня — CCC+. Этот рейтинг предполагал 40%-ную вероятность дефолта эмитента в течение года. Украина оказалась на одном уровне с такими странами, как Пакистан, Сейшелы, Эквадор, Кения и Ливан. Тогда такую строгость аналитики S&P объясняли консервативностью методики оценивания. Рейтинг Украины был повышен с ССС+ до В- только в марте 2010-го — через два месяца после президентских выборов.

В 2011-м конфликты вокруг рейтинговых агентств вспыхнули с новой силой. Премьер-министр Греции Георгиос Папандреу обвинил РА в раскручивании долгового кризиса в Европе: именно после снижения кредитного рейтинга Греции начался массовый отток инвесторов из страны. Аналогичные заявления звучали и от представителей Португалии, Ирландии и Испании, которые получили от «большой тройки» рейтинги ниже Египта, где в начале года отгремела революция.

Масла в огонь подливали и сами представители РА. Экс-президент Moody's Уильям Харрингтон, например, признал, что оценки агентств зачастую необъективны: компании готовы платить за нужные рейтинги, а руководство РА идет на поводу у клиентов, чтобы не потерять источник дохода. Эксперты — как украинские, так и иностранные — уверены: со временем рейтинги, как таковые, будут иметь для инвесторов все меньшее и меньшее значение. Еврокомиссар по внутреннему рынку Мишель Барнье вообще посоветовал меньше уделять внимания частным структурам, которые ставят оценки. В США, например, хотят провести проверку всех рейтинговых подсчетов и уменьшить значимость частных рейтинговых компаний для рынка корпоративных и суверенных долгов. ЕС в 2011 году планирует принять Capital Requirements Directive IV, в которой будет четко обозначено, как именно правительства должны сотрудничать с рейтинговыми агентствами. Так, для определения суверенного рейтинга РА будут согласовывать параметры оценок с правительствами рейтингуемых стран, а перечень агентств для оценки будет определяться на независимом тендере.

Уже сегодня страны задумываются о целесообразности присвоения рейтингов в принципе: прямой зависимости между уровнем рейтинга и стоимостью заемных средств нет. Однако умалять роль рейтинговых агентств тоже не стоит. В некоторых случаях именно они являются основным источником информации о кредитном качестве эмитента. Выходов из сложившейся ситуации два. Первый — демонополизация рынка рейтинговых услуг, создание и популяризация новых региональных и международных РА. Второй — изменение схемы оплаты услуг агентства. За информацию об эмитентах должны платить инвесторы, а не эмитенты (за оценку самих себя). Однако на трансформацию рынка рейтинговых услуг потребуется не один год. А пока — кто платит, тот и заказывает музыку.

Восток — дело тонкое

В 2010 году весь мир узнал о китайском рейтинговом агентстве Dagong Global Credit Rating Co, которое опубликовало свои суверенные кредитные рейтинги ведущих государств. Рейтинг КНР оказался выше, чем рейтинг США: АА+ против АА. Тогда, в 2010 году, Вашингтон отказался признать оценки регионального РА. Однако Dagong продолжает вести активную деятельность. Более того, он намерен найти партнера (например, в России) и стать конкурентом «большой тройки».

ИСТОРИЯ ОДНОГО РЕЙТИНГА
За 10 лет рейтинг Украины ни разу не поднимался выше спекулятивного уровня
Дата Рейтинг по международной шкале Рейтинг по национальной шкале
В иностранной валюте/прогноз В национальной валюте/прогноз
21.12.2001 B/Стабильный B/Стабильный
12.11.2002
B/Негативный B/Негативный

01.04.2003
B/Негативный
B/Негативный

20.05.2003
B/Стабильный
B/Стабильный

28.10.2003
B/Позитивный
B/Позитивный

27.02.2004
B/Позитивный
B/Позитивный

20.07.2004
B+/Стабильный
B+/Стабильный

11.05.2005
BB-/Стабильный
BB/Стабильный
uaAA 
03.10.2005
BB-/Стабильный
BB/Стабильный

30.08.2006
BB-/Стабильный
BB/Стабильный

05.04.2007
BB-/Негативный
BB/Негативный
uaAA
02.08.2007
BB-/Негативный
BB/Негативный
uaAA
12.06.2008
B+/Стабильный
BB-/Стабильный
uaAA
15.10.2008
B+/CreditWatch* Негативный
BB-/CreditWatch* Негативный
uaAA /CreditWatch* Негативный
24.10.2008
B/Негативный
B+/Негативный
uaA+
16.02.2009
B/CreditWatch* Негативный
B+/CreditWatch* Негативный
uaA+
25.02.2009
CCC+/Негативный
B-/Негативный
uaBBB
31.07.2009
CCC+/Позитивный
B-/Позитивный
uaBBB
30.10.2009
CCC+/Стабильный
B-/Стабильный
uaBBB
11.03.2010
B-/Позитивный
B/Позитивный
uaBBB
17.03.2010
B-/Позитивный
B/Позитивный
uaA
17.05.2010
B/Стабильный
B+/Стабильный
uaA+
22.07.2010
B/CreditWatch* Позитивный
B+/CreditWatch* Позитивный
uaA+ /CreditWatch* Позитивный
29.09.2011
B+/Стабильный
BB-/Стабильный
uaAA-
13.09.2011
B+/Стабильный
B+/Стабильный
uaAA-
* На пересмотре
По данным РА Standard & Poor’s
Вы здесь:
вверх