логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Тюрьма или кошелек Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №44 Октябрь 2011г.

Почему декриминализация экономических преступлений может привести к индульгенциям для приближенных и давлению на неугодных


В парламенте были зарегистрированы несколько законопроектов о декриминализации ст. 365 УК Украины, по которой осуждена экс-премьер Юлия Тимошенко. Но первопроходцем в данном случае, и единственным принятым в первом чтении, является президентский проект закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины (относительно гуманизации ответственности за правонарушения в сфере хозяйственной деятельности)» № 9221 от 27.09.2011. И хотя он не предполагает отмены статьи, по которой осуждена лидер оппозиции, похоже, законопроект разрабатывался именно с этой целью. Не исключено, что в будущем его пополнит норма о декриминализации ст. 365 УК (превышение служебных полномочий).

Сегодня озвучено немало вариантов изменения ст. 365 УК (к примеру, не применять ее только к лицам, занимающим политические должности). Но это никак не решит проблемы избирательного применения законодательства правоохранителями и судами, чьи неправомерные действия также подпадают сегодня под ст. 365. А практика такова, что в Украине процветает презумпция виновности. Следователи могут оформлять документы 31 апреля, а суды, по внутреннему убеждению (которое порой зависит от внешних факторов), выносить приговоры, основываясь на сомнительных доказательствах обвинения, но полностью игнорируя неопровержимые факты защиты.

Ярмарка индульгенций

Законопроектом № 9221 предлагается «гуманизировать» около двух десятков статей УК. При этом в основном они не изымаются из кодекса. А следовательно, за соответствующие деяния наступает именно уголовная ответственность со всеми вытекающими последствиями. Но авторы документа предлагают за такие преступления карать не лишением свободы, а штрафами. К примеру, за неуплату налогов сегодня можно получить срок до 10 лет. Вместо этого предлагается максимально наказывать за такое преступление штрафом в 425 тыс. грн (см. «Плюс гуманизация всей страны»). Логика документа в том, что экономические преступления, которые не несут повышенной общественной опасности, должны караться не лишением свободы, а финансово. В этом свете несколько странным выглядит предложенная санкция за подделку валюты: вместо трех-семи лет лишения свободы — до 595 тыс. грн штрафа. Ведь подделать можно и 1 млн грн — 2 тыс. купюр по 500 грн…

За неуплату штрафа в 51 тыс. грн — за решетку на один год и десять дней

Также предлагается монетизировать ответственность за должностные преступления руководителей частных предприятий и лиц, которые предоставляют публичные услуги (нотариусы, аудиторы, оценщики и т. д.). В частности, максимальный срок лишения свободы за такие преступления, совершенные указанными лицами, в зависимости от тяжести, сегодня может составлять до восьми лет. Теперь максимальная кара — штраф до 20 тыс. н. м. д. г. (340 тыс. грн). К слову, соответствующие статьи были внесены в УК антикоррупционным законом лишь в апреле нынешнего года и вступили в силу с 1 июля. Очевидно, снова применяется принцип: сначала закручиваем гайки по полной, потом немножко отпускаем под видом гуманизации.

Стоит отметить, что некоторые статьи предлагается все-таки декриминализировать. То есть извлечь их из УК. В частности, речь идет о контрабанде. Согласно законопроекту, уголовно наказуемым будет лишь незаконный ввоз в Украину культурных ценностей, отравляющих веществ, оружия и т. п. За это, как и ранее, можно загреметь за решетку на 12 лет. А контрабанда других товаров максимально будет караться штрафом в 200% стоимости товара с его конфискацией. Это уже побудило некоторых экспертов заявить об ожидаемом росте контрабанды и усилении коррупции на таможне. Также не будет, в случае принятия законопроекта, уголовной ответственности за обман покупателей, ведение хоздеятельности без регистрации и пр.

Сытый голодному не сокамерник

«Основная цель (законопроекта. — Прим. ред.) — не пополнение государственного бюджета, хотя такая задача тоже ставится, а оживление инвестиционного климата, — объяснил советник президента Андрей Портнов. — Речь идет о создании таких условий, чтобы предприниматель ни в коем случае не попал за решетку».

Но перспективы попасть в тюрьму все же есть — если осужденный не накопил на штраф. Отметим, что максимальный штраф вырастет в 50 раз — с 17 тыс. грн до 850 тыс. грн. А в некоторых случаях сумма может быть и больше. Правда, суд вправе учесть материальное положение преступника и дать ему рассрочку на полгода. Если же и в этот срок он не соберет необходимую сумму, воли ему не видать. То, что осужденному просто неоткуда взять денег, а почку он продавать не хочет, во внимание не берется. «Проект не предусматривает отсутствие умысла на неуплату штрафа, т. е. декларируется, что все неуплаты умышленные, — говорит партнер ЮФ «Гвоздий и Оберкович» Анжелика Сицко. — В связи с этим изменяется подход к лицам, не уплатившим штраф: если отсутствуют основания для рассрочки — лишаешься свободы».

Плюс гуманизация всей страны
Преступление Наказание до гуманизации Наказание после гуманизации
Подделка денег, государственных ЦБ, билетов гослотереи Лишение свободы на срок от 3 до 7 лет Штраф в сумме от 10 тыс. до 35 тыс. н. м. д. г. (170–595 тыс. грн)
Подделка платежных карт, махинации с банковскими карточками Штраф 500–1000 н. м. д. г. (8,5–17 тыс. грн) или лишение свободы на срок до 5 лет От 3 тыс. до 10 тыс. н. м. д. г. (51–170 тыс. грн)
Обман покупателей и заказчиков Штраф до 50 н. м. д. г. (850 грн), или общественные работы от 100 до 200 часов, или исправительные работы до 2 лет Для рецидивистов — штраф от 100 до 500 н. м. д. г. (1700–8500 грн) или ограничение свободы до 3 лет Норму изъято из УК. Теперь такие действия будут считаться правонарушением. Согласно КоАП, если они нанесли вред на более чем 1411,5 грн — будут караться штрафом в 340–850 грн
Нарушение порядка занятия хозяйственной деятельностью Деятельность без регистрации или лицензии — штраф от 100 до 250 н. м. д. г. (1700–4250 грн), или исправительные работы до 2 лет, или ограничение свободы до 2 лет  Норму изъято из УК. Согласно КоАП, предусмотрен штраф от 20 до 500 н. м. д. г. (340–8500 грн)
Занятие запрещенными видами хозяйственной деятельности Штраф от 50 до 100 н. м. д. г. (850–1700 грн), если доход был получен в больших размерах — лишение свободы до 5 лет Норму изъято из УК. Согласно КоАП — от 100 до 2 тыс. н. м. д. г. (1,7–34 тыс. грн)
Занятие игральным бизнесом От 10 тыс. до 50 тыс. н. м. д. г. (17–850 тыс. грн), за повторное преступление — лишение свободы до 5 лет От 10 тыс. до 40 тыс. н. м. д. г. (17–680 тыс. грн) с конфискацией оборудования, за повторное преступление — 40–50 тыс. н. м. д. г. (680–850 тыс. грн) с конфискацией оборудования
Фиктивное предпринимательство 300–500 н. м. д. г. (5100–8500 грн) или ограничение свободы до 3 лет, за повторное преступление — лишение свободы от 3 до 5 лет

Норму изъято из УК. Но лицо может быть привлечено по другим статьям (нарушение порядка занятия хоздеятельностью, уклонение от уплаты налогов и т. д.)

Противодействие законной хозяйственной деятельности Исправительные работы на срок до 2 лет или ограничение свободы до 3 лет От 1 тыс. до 3 тыс. н. м. д. г. (17–51 тыс. грн)
За преступление, совершенное повторно, или группой лиц по сговору, или с угрозами физической расправы — лишение свободы от 3 до 5 лет От 3 тыс. до 10 тыс. н. м. д. г. (51–170 тыс. грн) или лишение свободы от 3 до 5 лет
Преступление, совершенное организованной группой или служебным лицом, — лишение свободы от 5 до 10 лет От 10 тыс. до 25 тыс. н. м. д. г. (170–425 тыс. грн) или лишение свободы от 5 до 10 лет
Уклонение от уплаты налогов За уклонение уплаты налогов на сумму:

более 470,5 тыс. грн — 300–500 н. м. д. г. (5100–8500 грн);
1–2 тыс. н. м. д. г. (17–34 тыс. грн);
свыше 1,4115 млн грн — от 500 до 2 тыс. н. м. д. г. (8,5–34 тыс. грн), или исправительные работы до 2 лет, или ограничение свободы до 5 лет;
2–3 тыс. н. м. д. г. (34–51 тыс. грн);
более 2,3525 млн грн — лишение свободы на 5–10 лет.
15–25 тыс. н. м. д. г. (255–425 тыс. грн).
Незаконная приватизация государственного и коммунального имущества Лишение свободы от 3 до 5 лет От 5 тыс. до 10 тыс. н. м. д. г. (85–170 тыс. грн)
Если имущество стоило более 470,5 тыс. грн — лишение свободы от 5 до 12 лет
От 25 тыс. до 35 тыс. н. м. д. г. (425–585 тыс. грн)

 

При этом срок будет зависеть от суммы штрафа. Самое легкое — если человек приговорен к выплате до 3 тыс. н. м. д. г. (51 тыс. грн). Тогда ему могут присудить общественные работы на срок исходя из формулы: один час за каждые 17 грн штрафа (за 50 тыс. грн — около 3 тыс. часов или 367 восьмичасовых рабочих дней). Либо же исправительные работы по формуле: один месяц за каждые 340 грн. Правда, и в первом, и во втором случае такое наказание не может превышать двух лет. Хуже, если преступление более тяжкое и штраф, соответственно, свыше 3 тыс. н. м. д. г. Тогда осужденного ждет лишение свободы на срок по формуле: один день за каждые 8 н. м. д. г. (136 грн). За минимальный штраф в таком случае придется отсидеть за решеткой год и 10 дней. А, скажем, за уклонение от уплаты налогов в сумме свыше 2,35 млн грн преступнику придется сидеть более 8,5 лет. Также предусмотрено, что при наличии смягчающих обстоятельств штраф может быть уменьшен судом на сумму до 25%. Отметим, что сегодня, если человек не может заплатить штраф, он искупает свою вину исключительно на исправительных или общественных работах. «Действующий подход более гуманен, — рассказывает Анжелика Сицко. — Более того, пользы государству от лица, работающего на его благо, гораздо больше, чем от лица, находящегося в заключении. Вместе с тем стоит отметить, что свобода не должна покупаться». Схожего мнения придерживаются и специалисты главного экспертного управления ВР. «Отдельные изменения, предложенные проектом, не только не смягчают ответственность, а наоборот, усиливают ее. В частности, вряд ли можно признать гуманизацией предоставление возможности суду заменять неуплаченную сумму штрафа лишением свободы», — говорится в заключении управления.

Интересно, что если следовать логике законопроекта и посчитать «от обратного», гуманизация приговора Юлии Тимошенко могла бы потянуть примерно на 349 тыс. грн штрафа вместо семи лет лишения свободы (7 лет = 2566 дней; 2566 х 136 грн = 348 976 грн). Впрочем, вряд ли экс-премьер согласится на такие уступки.

Залог свободы

Не менее важные изменения может претерпеть и Уголовно-процессуальный кодекс. Законопроект № 9221 предлагает несколько положительных изменений в УПК. В частности, предусмотрено разрешить прокуратуре заводить уголовные дела по определенным статьям лишь по письменной жалобе потерпевшего. Без заявления последнего не заведут уголовное дело за незаконный оборот компакт-дисков, противодействие законной хоздеятельности, доведение до банкротства, незаконное использование товарного знака и пр. То есть подразумевается, что если нет пострадавшего — значит, нет убытков, а соответственно, и преступления.

Прогрессивным можно считать предложение ограничить возможности взятия под стражу. Нередко обвиняемых, если они не пишут сразу чистосердечное, садят в СИЗО, мол, на свободе они будут препятствовать следствию. Однако настоящим мотивом таких действий может быть давление на обвиняемого. Теперь предполагается, что взять под стражу можно будет лишь обвиняемого в преступлении, за которое предусмотрен срок более пяти лет. Иным же предложат другую меру пресечения: подписка о невыезде или залог. При этом если преследуемому лицу угрожает штраф более 51 тыс. грн, к нему может быть применен исключительно залог (но не подписка), а уж если залог не внесен — взятие под стражу. Также в законопроекте в новой редакции изложена процедура внесения залога. Его определяет суд в размере от 5,1 тыс. грн до 289 тыс. грн. Но в исключительных случаях сумма может быть и больше. Однако залог не может быть меньшим суммы гражданского иска или причиненного имущественного вреда. Залог нужно внести на протяжении пяти дней после решения суда.

Но также предусмотрена возможность возложить на обвиняемого, кроме меры пресечения, еще и дополнительные обязательства (являться по вызову милиции, прокуратуры, не отлучаться из населенного пункта, удерживаться от общения с определенными лицами и т. д.). Нарушение одного из таких обязательств может повлечь за собой взятие под стражу. Причем залог в таком случае идет в доход государства. Потому не исключены, к примеру, ситуации, когда лицу, которое внесло в залог пару сотен тысяч гривен, скажем, формально пошлют повестку явиться в милицию. И за неявку данное лицо попадет в СИЗО, а деньги уйдут в бюджет.

Оправдает ли средство цель

Все же большинство юристов и экспертов считают инициативу президента своевременной. «К сожалению, реалии таковы, что заниматься предпринимательством сейчас не только сложно, но и опасно», — объясняет Анжелика Сицко. Впрочем, результаты внесения таких изменений в законодательство будут зависеть от практики его применения. По мнению партнера ЮФ «КПД Консалтинг» Кирилла Козака, для экономической ситуации декриминализация будет положительна при условии адекватного применения законопроекта — согласно заявленным целям.

Вы здесь:
вверх