логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
На вес золота Мария БОНДАРЬ - «Контракты» №46 Ноябрь 2011г.

Как в Украине появились магазины, торгующие чаем на развес.


«Я пуэр заказываю на братву лихо» — так начинается песня «Чудо-чай» рэпера Баста (Ноггано), обеспечившая этому сорту чая небывалый взлет популярности в России и Украине. По словам заместителя директора компании «Світ чаю» Максима Лыпко, вскоре после выхода в свет этой песни у большинства импортеров, работающих в нашей стране, закончились запасы пуэра. Продавцы оказались не готовы к тому, что не самый востребованный до недавнего времени продукт внезапно окажется хитом продаж. Пуэр — это постферментированный чай. В зависимости от качества и страны производства может стоить в рознице от 120 грн до 1 тыс. грн за килограмм. До недавнего времени в Украину его привозили в небольших количествах, в основном для немногочисленных ценителей китайского чая. Теперь же импортеры, оценившие потребительский ажиотаж, спешно увеличивают поставки.

Трудно сказать, получил ли Василий Вакуленко (настоящее имя рэпера. — Прим. ред.) какое-то материально вознаграждение от российских импортеров пуэра. Однако его хит, очевидно, принес немало пользы для развития относительно нового на постсоветском пространстве рынка дорогого развесного чая. В Украине продажи весового продукта составляют 3–4% от общего объема сбыта чая. По крайней мере, так утверждают специалисты компании «Світ чаю», с которой собственно и началось формирование этого сегмента в стране.

До 2002 года все сколько-нибудь значимые украинские импортеры чая делали ставку на недорогой фасованный продукт, что было вполне оправданно. Чай покупали либо в супермаркетах, либо в продуктовых магазинах широкого ассортимента. В корзину покупателя он попадал предпоследним, перед мелкими товарами импульсного спроса, обычно расположенными в прикассовой зоне. После неудачной попытки импорта фасованного продукта владельцы фирмы «Світ чаю» открыли сеть специализированных магазинов, торгующих чаем на развес. В странах Западной Европы магазины, работающие таким образом, ориентированы на покупателей, хорошо разбирающихся в чае. Клиенты специализированных магазинов — основная аудитория сбыта чая premium-сегмента. Работать с такими потребителями, безусловно, выгоднее. Проблема в том, что в Украине их до недавнего времени было чрезвычайно мало.

Украинцы быстро адаптировались к возросшим ценам на чай

По сути, владельцы компании намеревались создать розничную сеть для целевой аудитории, которой еще не было. «Отечественный рынок чая очень стабилен, — отмечает Максим Лыпко. — Его объем, составляющий порядка 22 тыс. тонн в год, существенно не меняется. А вот изменение удельного веса сегментов может быть довольно значимым». Дело было в период экономического роста. Украинцы весьма охотно откликались на маркетинговые новинки. Впоследствии в эту нишу пришли и другие игроки.

Покупают развесной чай в Украине преимущественно женщины старше 25 лет с доходами среднего уровня и выше. 5–10% от общего объема сбыта составляют подарочные продажи. «Некоторые клиенты специализированных магазинов приобретают качественный весовой чай или фруктовую смесь только для того, чтобы кому-нибудь подарить, при этом для себя покупают обычный фасованный из супермаркета», — говорит Максим Лыпко.

Сегмент весового чая рос до тех пор, пока в 2009 году из-за резкого снижения курса гривни розничная стоимость импортного продукта не увеличилась в среднем на 50%. Тогда оказалось, что далеко не все потребители, переключившиеся на весовой продукт после 2002-го, готовы и дальше его покупать. «В начале кризиса наш сегмент просел, рост приостановился, — признается заместитель директора «Світ чаю». — Но в целом снижение объемов сбыта не было критичным. Наиболее дорогих разновидностей чая это вообще не коснулось. Некоторые из них сейчас продаются даже лучше, чем в период экономического роста. Новые товарные категории вообще на подъеме».

Украинцы довольно быстро адаптировались к возросшим ценам на чай. Согласно данным агентства «Союз-Информ», по итогам прошлого года общий объем потребления этого продукта в стране по сравнению с 2009-м вырос на 12%. Объем импорта тоже увеличился. В целом в 2010 году продажи чая выросли на 5% (информация ООО «Маркетинговая компания «Синергия»). Правда, сегмент дешевого пакетированного чая пока растет быстрее других. Его удельный вес, согласно данным PRO-Counsulting, уже превышает 40%. Однако по оценкам большинства аналитиков, рынок уже возвращается к докризисному состоянию, а значит, и прежние темпы роста premium-сегмента тоже скоро восстановятся.

Вы здесь:
вверх