логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Кого колбасит качество Валерий ЧУДНОВ - «Контракты» №51-52 Декабрь 2011г.

Лишь пять из трехсот мясоперерабатывающих предприятий прошли добровольную проверку качества продукции


Проект «Независимый аудит мяса и мясопродуктов» огласил результаты проверок украинских мясоперерабатывающих предприятий. На итоговой пресс-конференции были названы те производители мясных изделий (сосисок, колбас и полуфабрикатов), которые могут не бояться праведного гнева потребителей. «Только хорошее знание покупателем торговых марок и производителей гарантирует приобретение качественной и безопасной продукции. Поэтому наша цель — показать украинским потребителям безопасные и опасные, полезные и вредные мясные изделия, а производителей заставить задуматься и принять меры по совершенствованию системы контроля качества», — отмечает Юрий Чернобривец, директор Института потребительских экспертиз.

Из примерно трехсот мясоперерабатывающих предприятий Украины только пять решились принять участие в проекте. Эксперты проверили и подтвердили соответствие всем стандартам качества продукции на Мироновском мясоперерабатывающем заводе (ТМ «Легко!»), ОАО «Кременчуг-мясо» (ТМ «Фарро»), мясоперерабатывающем заводе «Дружба народов», МК «Ятрань» и мясокомбинате «Юбилейный». Остальные проигнорировали. «Насколько безопасна продукция остальных предприятий, по каким причинам они не пожелали пройти бесплатный для них аудит — можно только догадываться. Но мы можем утверждать, что знаем пятерку производителей, которым можно доверять. Их продукция прошла серьезную проверку в лабораторных условиях и на деле доказала, что соответствует самым высоким стандартам», — комментирует Юрий Чернобривец.

По словам независимого эксперта Евгении Новожиловой, была использована стандартная для стран ЕС методология проверки качества. В программу аудита входила проверка на наличие патогенных бактерий, выдержку технологии, соответствие международным стандартам. Прежде всего проверяли на наличие патогенных бактерий (кишечная палочка, листерия, сальмонелла) на всех этапах производства. «Эксперты брали смывы проб с оборудования в 30 контрольных точках, в том числе на руках и фартуках рабочих. Также брали пробы в сырье и готовом продукте. Отдельно брались пробы воды и исследовалась общая чистота производства, ведь все эти характеристики непосредственно влияют на конечный результат — готовая продукция с чистых предприятий намного качественнее и может храниться гораздо дольше без употребления консервантов и других добавок. Результаты лабораторных исследований по-доброму удивили экспертов: все предприятия показали очень высокую степень микробиологической защиты, что свидетельствует о высокой культуре производства. Мы не обнаружили ни одного отклонения», — рассказывает Юрий Чернобривец.

Только хорошее знание покупателем торговых марок и производителей гарантирует приобретение качественной и безопасной продукции

Единственное различие было выявлено в уровне мезофильных микроорганизмов (это влияет на свежесть продукта и условия хранения), очень низкое их содержание обнаружено в продукции мясокомбината «Дружба народов» и Мироновского мясоперерабатывающего завода (ТМ «Легко!»). «Это свидетельствует об очень высоком уровне безопасности как продукции, так и производства», — отмечает Юрий Чернобривец.

Также проверялись органолептические показатели (внешний вид, консистенция) изделий. Здесь тоже все оказалось в норме, что и неудивительно. С одной стороны, эти предприятия — лидеры внутреннего рынка с совокупной долей свыше 25%. С другой — работают на экспорт, что обязывает соответствовать международным стандартам пищевой промышленности НАССР (ХАСП) и ISO 22000.

Участники проекта, государственные контролирующие органы и независимые эксперты предрекают большое будущее независимым потребительским экспертизам. Главный технолог торговых марок «Легко!» и «Дружба народов» Оксана Панасюк подчеркнула, что подобные проверки являются обычной практикой в Европе, где производители охотно демонстрируют независимым аудиторам производство и качество продукции. Перенимая передовой опыт, предприятия МХП открыли свои двери аудиторам.

«Мы поддерживаем этот проект, потому что задача государства — защитить здоровье каждого от некачественной продукции. Лучше предупредить проблему, чем потом лечить сотни людей и наказывать нечистых на руку производителей», — говорит Олег Швец, директор Государственного научно-исследовательского центра по проблемам гигиены питания МОЗ Украины. «Нам скрывать нечего, аудиты приезжают регулярно. Поэтому когда нам предложили участвовать в проекте, мы согласились», — отметила Надежда Ткаченко, технолог МК «Ятрань».

Основной посыл идеологов проекта прост: вся правда о продукции должна быть доступна покупателю. «Мы удовлетворены результатами первого этапа проекта. Лед тронулся, и в следующем году количество предприятий, которые откроют двери для независимого аудита, заметно вырастет. А мы в свою очередь будем проверять продукты также на качественный состав продукции. К примеру, есть ли в колбасе ГМО или соя? Кроме того, проверять будем не только производителей, но и всю цепочку — от дистрибьюции до розницы», — комментирует Юрий Чернобривец.

Кто проверял

Независимый аудит — распространенная практика в развитых странах, которая стимулирует производителей повышать внутренние стандарты качества. Первый независимый проект аудита украинских производителей мяса и мясопродуктов стартовал 13 октября 2011 года по инициативе Института потребительских экспертиз. Участие в экспертизе является добровольным и демонстрирует потребителям открытость предприятия, а также высокое качество продукции. В состав экспертной группы вошли представители МОЗ Украины, Государственной инспекции Украины по вопросам защиты прав потребителей, Государственной ветеринарной и фитосанитарной службы, Государственной санитарно-эпидемиологической службы, Укрметртестстандарта, Института экогигиены и токсикологии им. Л. И. Медведя, УкрНИИ «Ресурс».

Вы здесь:
вверх