логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Денег нет и не будет Владимир Хомяков - «Контракты» №6 Февраль 2011г.

Главная задача правительственной реформы пенсий — избежать краха солидарной системы в ближайшие годы.


31 января вице-премьер-министр — министр социальной политики Сергей Тигипко заявил, что будет просить премьера отозвать из парламента пенсионный законопроект № 7455. Однако это отнюдь не означает отказ от пенсионной реформы, перед первым чтением министр-реформатор всего лишь собирается внести правки, без которых прохождение проекта через ВР будет существенно затруднено.
Идеология пенсионной реформы, сводящаяся к сокращению расходов ПФ одновременно с искусственным увеличением числа работающих за счет повышения стажа, от этих правок никак не изменится.

Что поменяют
Значительная часть предполагаемых изменений относится к военным. Так, по словам вице-премьера (см. интервью на стр. 8–9), из законопроекта может быть убрано ограничение военной пенсии 80% оклада (сегодня — 90%). Большими расходами это не обернется: 10% военных выплат в 2010-м — это около 400 млн грн, или всего лишь 0,2% пенсионных средств. Зато такая мера может поубавить сопротивление военного лобби по отношению к реформам.
Еще одна норма непосредственно касается военнослужащих предпенсионного возраста. Для всех военных размер выслуги на протяжении пяти лет будет увеличен с 20 до 25 лет (по году в год), но, возможно, на тех из них, кто заключил последний контракт перед пенсией, эта норма распространяться не будет.
Точно так же могут быть сняты ограничения по получению госпенсии для военных пенсионеров, занимающих министерские должности, — в противном случае, Минобороны вполне может оказаться лишенным до трети. Дело в том, что для всех пенсионеров-госслужащих, в том числе отставников, проектом № 7455 предполагается выплата не полной пенсии, включая госпенсию, финансируемую за счет бюджета, а только обычной — за трудовой стаж, из Пенсионного фонда. Для продолжающих трудиться на государственной службе отставников это невыгодно, поскольку их госпенсии зачастую в три-четыре раза больше выплат по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании. Причем министерские ставки не всегда компенсируют разницу между двумя этими пенсиями.
Еще одна норма, которую, скорее всего, изменят в законопроекте, относится к мало оплачиваемым госслужащим пятой-седьмой категорий, официальные оклады которых составляют 900–1000 грн. Большая часть из них — это сотрудники районных и областных администраций. В нынешней редакции проекта их пенсии так же, как и всем госслужащим, собирались ограничить все теми же 80% оклада. Скорее всего, после внесения правок эта норма будет изъята, иначе районные и областные администрации в лучшем случае лишатся большинства сотрудников предпенсионного возраста и работающих пенсионеров. В худшем — дело может закончиться стихийными забастовками с полным параличом исполнительной власти в регионах.

Что останется
Практически все нововведения пенсионного законопроекта касаются тех, кто еще не вышел на пенсию, — менять уже назначенную пенсию не позволяет Конституция. Из этого правила есть два исключения — оба они относятся к работающим пенсионерам.
Во-первых, все пенсионеры-госслужащие, продолжающие работать на государственной службе, в дополнение к зарплате будут получать исключительно пенсию, рассчитанную по закону об общеобязательном государственном пенсионном страховании, а финансируемые из госбюджета надбавки, полученные по другим законам, выплачиваться не будут. Получать пенсионные выплаты в полном размере они смогут только после увольнения. Во-вторых, все работающие пенсионеры вне зависимости от формы собственности своих работодателей на время работы лишаются права на перерасчет пенсий — он возобновится только после окончательного отказа от трудовой деятельности.
С точки зрения экономии средств Пенсионного фонда нормы могут оказаться оправданы: экономия даже десятой части пенсий почти 3,5 млн работающих пенсионеров может дать экономию в миллиарды гривен. С другой стороны, отечественные предприятия и учреждения в одночасье рискуют лишиться почти пятой части работников: они массово будут уходить на пенсию, чтобы не попасть под каток реформы. Причем сотрудников в большинстве своем опытных и высококвалифицированных. При этом сам Пенсионный фонд автоматически лишится отчислений с их зарплат.
Все остальные нововведения законопроекта касаются работающих украинцев. И все они, так или иначе, преследуют цель экономии денег ПФ: за счет снижения пенсий, повышения стажа/выслуги или изменения правил начисления пенсий, само собой — в сторону их уменьшения.
Общие для всех пенсионеров правила законопроекта № 7455 включают повышение стажа, необходимого для получения пенсии по возрасту: на 10 лет (до 30 лет у женщин и 35 лет у мужчин). Кроме того, в течение 10 лет после вступления закона в силу с 55 до 60 увеличится пенсионный возраст для женщин. Выйти на пенсию в 55 лет по нынешней редакции законопроекта, в случае его принятия в этом году, имеют шанс лишь те из них, кто родился до 31 января 1956 года. Интересно, что в качестве компенсации женщинам — на все время действия переходного периода — будет назначена надбавка: по 2,5% пенсии за каждые 6 месяцев дополнительного стажа начиная с 55 лет. Правда, тем, кто будет выходить на пенсию после окончательного повышения пенсионного возраста, она не положена. Для мужчин пенсионный возраст оставлен прежним — 60 лет, за исключением госслужащих, для которых он повышен до 62.
Впрочем, для госслужащих в проекте приготовлены свои сюрпризы. Главный из них — упомянутое выше сокращение размера пенсий для продолжающих работать. Еще один касается размера пенсионного обеспечения: теперь все без исключения вновь назначаемые пенсии ограничены 12 прожиточными минимумами  для нетрудоспособных лиц (около 9 тыс. грн). Тем же, кто успел получить спецпенсию свыше упомянутых 12 минимумов до вступления в силу изменений пенсионного законодательства, не будет индексироваться сумма превышения. Впрочем, эти нормы коснутся считанных пенсионеров — к примеру, сейчас пенсии свыше 9 тыс. грн получают около 4 тыс. пенсионеров. Но есть в законе нормы, которые затронут практически всех.
Главная из них — новые правила расчета пенсий. Описать все новации в этой сфере практически невозможно, но суть их сводится к уменьшению всех вновь начисляемых пенсий до уровня прожиточного минимума. Простой пример: если сейчас будущий пенсионер для расчета пенсии может выбрать любые пять лет стажа, которые будут учитываться вместе со всей зарплатой, полученной с 2000 года, то по законопроекту для расчета пенсий остается только период «новейшей» трудовой истории. Все, что пенсионер получал до начала 2000го, учитываться не будет. Характерно, что именно на 1998–2000 гг. пришелся колоссальный рост налоговой нагрузки на фонд оплаты труда. В итоге сейчас налогообложение зарплат составляет почти 50% от выплачиваемого на руки. Вследствие чего от трети до половины всех зарплат — «конвертные». Соответственно, рассчитанный по новым правилам размер пенсии для большинства обычных пенсионеров образца 2011 года в случае вступления закона в силу будет близок к минимальным 750 грн.
Как и следовало ожидать, исключением из общего правила оказались депутаты: их пенсия хоть и уменьшится (примерно с 15 тыс. до 9 тыс. грн), но, к примеру, льгота в виде выходного пособия в размере 12 должностных окладов в законопроекте № 7455 сохранилась. Аналогичные льготы предусмотрены и для чиновников первого и второго ранга, ушедшим в отставку до достижения пенсионного возраста. Хотя заместителей министров, глав обладминистраций и руководителей Администрации президента необеспеченными пенсионерами уж точно не назовешь.

Итог
Справедливости ради стоит отметить, что упомянутые льготы — скорее исключение для проекта № 7455. В двух словах логику этого документа можно описать фразой: «Денег нет уже сейчас, а дальше будет еще хуже». Действительно, только официальный дефицит Пенсионного фонда вырос с 30 млрд грн в 2009-м до 37 млрд грн в 2010 году. К тому же даже при условии принятия ВСЕХ крайне непопулярных норм законопроекта № 7455 в 2011м дефицит ПФ по правительственному прогнозу уменьшится едва ли до 20 млрд грн.
При этом сэкономить на «сверхпенсиях» существенную сумму никак не получится: если примерно 190 млрд грн всех пенсионных расходов, включая деньги на администрирование, разделить на 12 месяцев и 13,7 млн пенсионеров, получится чуть более 1150 грн в месяц. Именно столько бы получал каждый украинский пенсионер, если уравнять все пенсии в стране, — от нескольких сотен грн ежемесячного вспомоществования нетрудоспособному инвалиду до нескольких десятков тысяч пенсионного содержания экс-главы НБУ. Для справки: около 9 млн из 13,7 млн украинских пенсионеров получают менее 1 тыс. грн. Разница в 150–250 грн может слегка улучшить жизнь этим 9 млн малообеспеченных пенсионеров, хотя и не позволит платить им пенсию хотя бы на уровне реального прожиточного минимума (около 2,5 тыс. грн). Но от банкротства Пенсионный фонд эти 250 грн не спасут.
Без реформы банкротство ПФ — вопрос времени. Дело в том, что сейчас в Украине на 100 работающих приходится около 90 пенсионеров, а всего через 12–15 лет это соотношение будет на уровне 1 к 1. Пенсионные платежи вырастут, поступления уменьшатся вместе с числом работающих. Поэтому первоочередная задача пенсионной реформы — хотя бы отсрочить банкротство ПФ, которое при нынешнем положении дел случится не через 12–15 лет, а через год-два. Ни о какой социальной справедливости при подобном положении дел говорить не приходится.

Вы здесь:
вверх