логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
ГНС уходит в интернет Антон Лисица - «Контракты» №15 Апрель 2012г.

Как налоговая борется за электронные деньги


Похоже, ГНС нашла новое «золотое дно» для наполнения бюджета. В планах приоритетных направлений работы службы на текущий год появилось еще одно направление — борьба с киберпреступностью. Но под этим понятием фискалы, прежде всего, понимают установление полного контроля над рынком электронных денег и интернет-торговлей. Поживиться будет чем.

По данным заместителя председателя ГНС, начальника налоговой милиции Андрея Головача, в 2011 году объем рынка электронных денег достиг 2,5 млрд грн, тогда как в 2009-м он составлял лишь 1,3 млрд грн, а в 2007-м — 250 млн грн. К 2014 году оборот, по прогнозу эксперта, достигнет 15 млрд грн. Впрочем, как пожаловался Андрей Головач, несмотря на рост этих объемов, поступления от субъектов, осуществляющих интернет-торговлю, фактически отсутствуют. Поэтому для контроля над оборотом электронных денег налоговая уже создает специальное подразделение.

N. B.


Сегодня оборот электронных денег в Украине регулируется постановлением НБУ № 481. Документ дает определение «электронных денег», устанавливает нормы, касающиеся эмиссии и оборота электронных денег. Согласно этому постановлению, электронные деньги — это денежные обязательства банка-митента, они принимаются всеми участниками платежной системы в качестве оплаты за товары и услуги, а также для перевода между физлицами.

Интернет-деньги привлекли внимание фискалов еще в прошлом году. В частности, в октябре 2011-го в Днепропетровске налоговая служба ликвидировала один из наиболее известных в Украине пунктов обмена электронных денег. Фискалы окрестили его конвертационным центром и «липовым интернет-магазином», а владельца обменника привлекли за нарушение порядка занятия хозяйственной и банковской деятельностью. После этого подобные субъекты вынуждены были просто закрыться. К примеру, уже в декабре прекратили операции с наличными деньгами более 85% обменных пунктов системы WebMoney. Большая часть других осталась только в электронном виде, то есть вебмани можно приобрести только с использованием банковских карт или по безналичному расчету. В то же время действия налоговой с правовой точки зрения выглядят не безукоризненно. Ведь платежные единицы WebMoney, как и других подобных систем, по сути, не являются деньгами или электронной валютой. Таким образом, обмен их на наличные деньги является операцией покупки-продажи, не подпадающей под лицензирование, а не операцией обмена.

Трактовка законов на свой лад принесла проблемы большому количеству украинцев. Ведь подобные «деньги» широко используются как простыми гражданами для покупки товаров, оплаты услуг и т. д., так и юрлицами, в частности, для оплаты товаров или услуг тех же СПД. Кроме того, пострадали интернет-магазины, которым надо как-то конвертировать полученные от онлайн-покупателей электронные платежи.

Но этого оказалось мало. И в налоговое законодательство вне­сли изменения, которые вступили в силу с 1 января 2012 года. Согласно новациям, плательщики единого налога, коими в основном являются интернет-магазины, уже не могли рассчитываться с помощью неофициальных электронных денег. Дело в том, что в таких расчетах использовалась схема переуступки прав требования, что было признано налоговой как бартерная операция. А в соответствии с новой нормой упрощенцы могут осуществлять исключительно наличный или безналичный расчет, а не бартер. Впрочем, электронные платежные системы придумали новые легальные схемы, в частности, посредством работы через посредников. Но это влечет за собой дополнительные расходы.

К 2014 году налоговая ждет оборот электронных денег в 15 млрд грн

В ближайшем будущем, очевидно, любителям электронных денег стоит ждать очередных шагов по «борьбе с киберпреступностью» со стороны налоговиков. Причем могут быть придуманы как новые ограничения, так и реализованы старые наработки. К примеру, уже на нынешней сессии ВР может быть принят проект закона об электронной коммерции. Он определяет, какие средства платежа могут применяться в электронной коммерции, каковы права и обязанности продавцов, клиентов, контролирующих органов и пр. Также в повестке дня парламента проект закона о внутренней торговле, который расширяет обязательные требования к интернет-магазинам.

Вместе с тем эксперты полагают, что будет развиваться рынок официально эмитированных электронных денег, являющихся эквивалентом банкнот и монет. Такие средства контролируются государством. Однако они обладают всеми преимуществами электронных денег.

Операции с электронными деньгами не подлежат налогообложению

Александр ТЮТЮН, генеральный директор Внутри­государственной небанковской платежной системы «ГлобалМани»

— В странах ЕС электронные деньги, отвечающие требованиям законодательства, признаны официальным платежным средством, эквивалентом банкнот и монет (Директива 2009/110/EС). Украинское законодательство должно идти по пути адаптации с европейским. Официально эмитированные электронные деньги по природе своей являются денежными средствами, и расчетно-кассовые операции с ними не подлежат налогообложению.

«ГлобалМани» работает в соответствии с украинским законодательством и международными стандартами. Электронные деньги ВНПС «ГлобалМани» официально эмитированы, эмитентом выступил государственный Ощадный банк Украины. Согласно постановлению НБУ № 400 от 15.11.2011, все операции с электронными деньгами ВНПС «ГлобалМани» определены как услуги по расчетно-кассовому обслуживанию и в соответствии с п.п. 196.1.5 ст. 196 раздела V Налогового кодекса не являются объектом налогообложения. Наша компания является платежной организацией (п. 1.28 Закона «О платежных системах и переводе денежных средств в Украине») и оператором системы электронных денег «ГлобалМани». Мы предлагаем выгодный бизнес агентам по расчетам и распространению электронных денег. Агенты по распространению электронных денег заключают договоры с банком-эмитентом или с платежной организацией и становятся участниками простой и понятной финансовой схемы: они получают свою внешнюю комиссию и уже только с нее платят налоги. В отличие от работы с суррогатными системами, у наших агентов не возникает ни НДС, ни отчислений в Пенсионный фонд (Разъяснение ГНАУ от 16.11.2011 «О согласовании перечня операций по расчетно-кассовому обслуживанию»).

Вы здесь:
вверх