логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Кто на ниве? Елена Ковтун - «Контракты» №29-30 Июль 2012г.

Почему отечественные сельхозпроизводители покупают исключительно иностранные комбайны и тракторы.


Фермер с Херсонщины Иван Грищук в банк засобирался заблаговременно — попытаться взять кредит на покупку нового комбайна. Срок амортизации старого закончился еще 10 лет назад, однако комбайн, подвергшийся не одному капремонту, еще в прошлом году бодро работал в поле. Сегодня он совсем вышел из строя, поэтому нынешняя жатва пройдет без него. Несмотря на то, что Иван Грищук живет в непосредственной близости от Херсонского комбайнового завода и знает, что на складах предприятия находится много таких необходимых селянам агрегатов, приобретать он намерен чудо американской сельхозпромышленности — комбайн John Deere.

Фермер объясняет, что кредит на покупку импортной техники взять проще, сами сельхозмашины хотя и дороже, но гораздо эффективнее, а комбайны, стоящие на складах ОАО «Херсонские комбайны»,  давно заржавели из-за отсутствия спроса на них. Сегодня эти машины стали местом для игр херсонских детей.

Приплыли и пашут

Ситуация характерна для всех немногочисленных украинских производств сельхозтехники. К примеру, днепропетровский «Южмаш» в 2010 году продал всего 70 тракторов, хотя еще в середине 1990-х с конвейера сходило около 3 тыс. машин ежегодно. Харьковский тракторный завод профильную продукцию вообще больше не производит. А аграрии предпочитают переплачивать, но покупать импортную технику, даже бывшую в употреблении. Только в 2010-м в Украину завезли 1700 зерноуборочных комбайнов, из которых 1100 были б/у.

Cвято место пусто не бывает. Ввиду значительного неудовлетворенного спроса на сельхозмашины в Украине активизировался импорт такого рода продукции — с 2000-го по 2008-й он возрос в 17 раз — с $141 млн до $2,5 млрд. Тенденция роста сохраняется и по сей день (см. «Импорт сельхозтехники в Украину»).

Алексей Грушко, генеральный директор ООО «Агротехника», отмечает, что если говорить о тракторах мощностью от 200 до 500 лошадиных сил, то львиная доля импорта поступает из США и Европы (ТМ John Deere, Holland, Case). Продукции Holland (CNH, США) в Украину в 2008 году ввозилось до 800 единиц в год. John Deere — 350–400 штук. «Европейские тракторы немного уступают по объемам импорта, поскольку их позиционируют иначе — как универсальные транспортные средства. Но ведь и характер сельского хозяйства в Европе другой, где площадь возделываемых земель редко превышает 30–200 га. К примеру, в США — по 2–4 тыс. га. Понятно, что нам ближе американский стиль. Имеет значение и ценовой фактор: когда европейцы покупают трактор, им важно его окупить, а следовательно, максимально загрузить. Но ввиду того что площадь хозяйств сравнительно небольшая, его задействуют и на вспомогательных работах», — комментирует Алексей Грушко.

Несколько иная ситуация с импортными комбайнами. До 2007 года самыми популярными были торговые марки John Deere (США) и Claas (Германия), потом на рынок вышла New Holland (Италия), до сих пор лидирующая по объемам продаж.

В целом доля импортной сельхозтехники на внутреннем рынке Украины составляет на сегодняшний день около 80%. Почему же отечественная техника никому не нужна?

Один в поле — не трактор

Причина первая: сельхозмашин в Украине выпускают крайне мало. К производству агротехники в нашей стране так или иначе причастны 128 предприятий, но конкурентоспособными являются лишь десять из них. Комбайны выпускает единственное предприятие — ОАО «Херсонские комбайны». Завод «Южмаш» собирает тракторы, более чем на 50% состоящие из импортных комплектующих. И дело не в том, что наших нет, а в том, что они очень невысокого качества.

Алексей Грушко полагает, что важным фактором в пользу импорта является как раз отсутствие техники высокой мощности. «За последний год было произведено не более 100 зерноуборочных единиц. А если говорить о тракторах класса от 200 лошадиных сил, то однозначно их было в разы меньше», — констатирует эксперт.

Скромные объемы производства объясняются вовсе не тем, что мы не хотим этого делать, а скорее тем, что не знаем как. «Дело в том, что отечественное машиностроение очень привязано к спросу. А его фактически до недавнего времени не было, поскольку у нас не развивалось сельское хозяйство. Лишь с 2005 года, когда в Украине стали появляться крупные сельскохозяйственные холдинги, возник и спрос на эффективные сельхозмашины», — объясняет Таисия Шепетко, старший аналитик инвесткомпании Dragon Capital.

Дорого и ласково

Эксперты считают, что предпочесть импортную технику отечественной аграриев вынуждают невысокие характеристики последней. Зарубежные машины дороже, чем украинские, но в работе показывают себя лучше. «Крупные агрохолдинги заинтересованы в более эффективной технике. Они могут купить дорогую импортную дисковую борону шириной 30 метров, но в итоге экономят, поскольку с ней сокращается количество проходов по полю, а значит, сроки выполнения задачи и сроки полевых посевов, а также расход топлива. Наша техника редко бывает таких размеров, поэтому с ней нужно делать три прохода по полю там, где импортная пройдет один раз. И что немаловажно, сам трактор, на который вы навешиваете разного рода агрегаты, такие как борона, должен быть очень мощным», — считает Николай Верницкий, директор консалтинговой компании «Про-Агро». А таких в Украине не производят.

Как правило, на сельхозпредприятиях есть агроном, перед которым стоит задача подготовить почву под посев. Он может вырастить культуру и с помощью дедовских методов. Но сделать для этого нужно десять разных операций. А новые технологии ведут к тому, что две-три операции теперь можно совместить в одном агрегате. Следовательно, достигается реальная экономия времени, денег и человеческого ресурса. «Отечественная дисковая борона в час может обработать 1,5 га почвы, а импортная — 8–10 га. Все это говорит в пользу импорта. Ведь сельское хозяйство — это сроки. Если ты потерял два дня, то можешь в будущем лишиться значительной части урожая», — уверен Алексей Грушко.

Серьезный момент — сервисное обслуживание. Наши производители ни качеством, ни скоростью сервиса похвастаться не могут: комплектующие можно ждать от двух дней до нескольких недель. Такое промедление во время полевых работ чревато потерей урожая. Сервисные центры у импортной техники работают на порядок лучше и оперативнее.

Последняя, но не менее важная причина покупать импортное, — особенности механизмов кредитования. Зачастую украинские финучреждения дают кредиты только при условии, что будет приобретена техника строго определенных зарубежных марок, которые банк гарантированно сможет реализовать, если возникнут проблемы с выплатой займа. «Поэтому очень часто импортные машины покупаются только потому, что на них дают деньги. А программы государственной компенсации, когда 70% платит фермер, а 30% компенсирует государство, не работают. Ведь банки не дадут вам эти 70% в кредит, если будут знать, что вы намерены купить отечественное», — прокомментировал Николай Верницкий.

Аграрии также сетуют, что даже если дело доходит до возмещения 30% стоимости техники, то, как правило, речь идет о выделении на область не более 3–5 млн грн, притом что один зерноуборочный комбайн стоит 1,5–2 млн грн. «Разумеется, процент сельхозпроизводителей, которые попадают под эту программу, крайне низкий», — отмечает Алексей Грушко.

Инвестиции в прочность

Эксперты склонны полагать, что нынешнее положение вещей устраивает всех, кроме производителей сельхозмашин. Не способствовали улучшению их жизни ни многолетняя государственная поддержка украинского сельхозмашиностроения, ни час­тичная компенсация стоимости техники отечественного производства, которую осуществляет ПАО «Украгролизинг». Поэтому сегодня для защиты украинского производителя агротехники в Госагентстве по корпоративным правам лоббируют идею о введении 35%-ных ввозных пошлин на всю технику старше трех лет. Тем не менее все эксперты единодушно высказываются в пользу того, что ни к чему хорошему ограничение импорта не приведет.

В Минприроды считают, что «подтягивать» отечественного производителя необходимо путем внедрения в производство инновационных технологий, но это требует инвестиций. «При этом нужно понимать, что какие бы то ни были инвестиции окупятся не ранее чем через пять лет», — полагает Тарас Высоцкий, эксперт по аграрным рынкам ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса».

Заполучить инновационные технологии и разного рода ноу-хау, которых в Украине нет, можно было бы путем создания совместных предприятий: комплектующие поставляются зарубежными заводами-партнерами, а сборка происходит в Украине. На площадях ОАО «Харьковский тракторный завод» начата лицензионная сборка тракторов «Беларус» производства РУП «Минский тракторный завод». Николай Верницкий уверен, что со временем часть комплектующих будет производиться в Украине. «Пока самое элементарное. В целом я считаю, что если производство самих движущих агрегатов мы не сможем наладить и еще очень долго будем их импортировать, то производство навесных устройств — вполне. И с этого надо начинать», — размышляет он.

Эксперты склоняются к тому, что в 2012 году Украину ждет незначительное увеличение импорта — на 10–15%. В долгосрочной перспективе ситуация не будет меняться. Дело в том, что прибыльность сельского хозяйства сегодня чрезвычайно высока. И пока она будет на таком уровне, ситуация с отечественным сельхозмашиностроением будет устраивать всех. В ближайшие пять лет прибыльность сельского хозяйства также прогнозируется достаточно высокой. Поэтому затраты на покупку импортной техники будут с лихвой покрываться.

Украинские тракторы ликвидностью не отличаются

Виктория Ступак, директор департамента развития продуктов малого и среднего бизнеса ПАО «Креди Агриколь Банк»

— Для сельхозпроизводителей мы предлагаем кредиты на покупку сельхозтехники сроком на пять лет при условии первоначального взноса 25% от стоимости техники, которая приобретается в кредит. Бывают случаи, когда мы можем уменьшить первоначальный взнос до 15% за счет добавления еще одной единицы техники в залог. Удобство предложения в том, что погашать кредит можно ежегодно — в те месяцы, когда аграрии традиционно продают урожай, а это период с октября по декабрь. Мы можем предложить нашим заемщикам достаточно широкий выбор (около 15) программ для покупки сельхозтехники и оборудования в кредит, поскольку с ее производителями и поставщиками у нас заключены партнерские соглашения, что в итоге дает возможность получить более гибкую и лояльную процентную ставку. При этом важно, чтобы аграрии имели право выбора техники, когда речь идет о ее возрасте. Поэтому мы даем кредиты на покупку сельхозмашин, уже бывших в употреблении. Для этого фермеру понадобится предоставить одну единицу техники в залог. В принятии решения по кредиту банк не делает различий для техники отечественного и импортного производства. Тем не менее предпочтение все же отдается последней. Дело в том, что в подобных кредитных программах техника берется в залог, который является для банка обеспечением погашения обязательств. Через пять лет, когда срок действия кредита закончится, стоимость импортной техники снизится гораздо меньше, чем отечественной, поскольку первая имеет лучшие технические характеристики. По этой же причине большинство украинских банков вообще не дает кредиты на покупку украинских сельхозмашин. У нас же с партнерами есть соглашение о том, что если фермер не сможет выплачивать кредит, то они нам оказывают помощь в перепродаже этой техники более платежеспособному клиенту. В целом мы считаем, что уровень востребованности кредитных продуктов такого рода довольно высок. Равно как и уровень перспективности этого направления. Дело в том, что в Украине еще продолжает обновляться парк сельхозтехники, который достался нам в наследие от СССР, а в более развитых странах уже полным ходом модернизируют новую технику.

Вы здесь:
вверх