логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Есть у реформы начало Вилен Веремко - «Контракты» №31-32 Август 2012г.

Как народные депутаты изменили Налоговый кодекс перед каникулами.


Под финал прошлой сессии ВР народные избранники в пожарном порядке проголосовали ряд изменений в Налоговый кодекс. Кроме прочего, они переписали полномочия ГНС, предусмотрели авансовый платеж налога на прибыль, ограничили автоматическое возмещение НДС и ввели новые группы упрощенцев. Также был принят с предложениями президента закон о льготах IT-индустрии и расширены льготы отельному бизнесу. Целесообразность нововведений вызывает ряд вопросов.

Впрочем, уже через пару недель после окончания сессии ГНС и Минфин предложили революционную концепцию изменения налоговой системы. Речь идет о снижении ставки НДС и единого соцвзноса в обмен на ликвидацию целого ряда льгот.

Налоговая под Минфином

Уже 5 июля в целом были приняты изменения в НК относительно налоговой службы в связи с проведением админреформы (законопроект № 10224). Так, кодекс дополняется ст. 19–1 «Функции органов государственной налоговой службы», а также разделами XVIII-1 и XVIII-2, где прописаны права должностных лиц ГНС и налоговой милиции, гарантии их правовой и социальной защиты. Ряд изменений предусматривает передачу части полномочий налоговой Минфину.

В частности, налоговики лишаются ранее предусмотренных функций издания нормативно-правовых актов, которые переходят Минфину. На ГНС возлагается функция принятия мер по выявлению, анализу и проверке финансовых операций, связанных с легализацией доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма. «Скорее всего, такой анализ будет проводиться в рамках осуществления контрольно-прове­роч­ных полномочий», — говорит юрист ЮФ FELIX Константин Носов. Впрочем, одной из самых важных новелл он считает лишение налоговой функции обращения в суд с иском о признании сделок недействительными.

Юрист ЮФ FELIX Инна Плескач также отмечает, что к новым функциям фискалов относится дифференциация плательщиков налогов. Но пока не ясно, что под этим подразумевается. «Возможно, это деление плательщиков на списки по определенным критериям», — предполагает она.

Партнер ЮК Leetas Дмитрий Йовдий считает решение о передаче регуляторных функций ГНС Минфину прогрессивным. «Государственный орган не может писать под себя правила и сам же их реализовывать», — комментирует юрист. Другой вопрос, как данная инициатива будет выглядеть в украинских реалиях. Дмитрий Йовдий побаивается, что эта норма останется декларацией, а налоговики и дальше будут сами для себя формировать цели и ставить задачи.

Деньги вперед

Достаточно спорной является норма законопроекта № 10224, согласно которой предприятия с доходом более 10 млн грн с 1 января 2013-го обязаны ежемесячно платить авансовый платеж налога на прибыль в размере 1/12 показателя прошлого года. Хотя одновременно они получают возможность подавать налоговую декларацию не ежеквартально, а по итогам года. «Для многих предприятий, особенно больших, со сложной налоговой структурой, подача декларации раз в год может быть комфортнее, чем ежеквартально», — говорит глава налогово-юридической практики компании Ernst & Young в Украине Владимир Котенко. Кроме того, предусмотрено, что если у предприятия по итогам I квартала убытки, оно может работать по старой системе.

Авансовая уплата налога на прибыль коснется почти всех плательщиков

Но вопросы все равно остаются. «А что, если предприятие регистрирует убыток по итогам полугодия или по итогам трех кварталов? Формально у него нет права отказаться от уплаты авансовых платежей», — размышляет Владимир Котенко. Также проблемы возникнут у компаний, показавших хорошую прибыль в прошлом году, но зарабатывающих мало в нынешнем. Им придется платить налог авансом, да еще и существенно переплачивать. Перерасчет проведут только по итогам года.

«Вероятнее всего, это будет решение налоговой, позволить ли предприятию эту переплату зачесть в следующие платежи, или вернуть ее деньгами, или придумать что-то, чтобы вообще ее не возвращать», — побаивается Владимир Котенко. В таких условиях, считает он, ежегодная отчетность — недостаточный стимул для предприятий платить ежемесячный авансовый платеж.

Партнер ЮК Moris Group Владимир Костюк подчеркивает, что налог будет уплачиваться до возникновения объекта налогообложения — прибыли, а это кардинально противоречит экономической логике прямого налога. «В условиях нестабильной экономики зачастую такой налог будет платиться не из прибыли, а за счет оборотных или даже заимствованных средств», — говорит юрист.

Инна Плескач замечает, что норма коснется почти всех плательщиков налога на прибыль, поскольку порог в 10 млн грн очень низкий. А Дмитрий Йовдий обращает внимание, что таким образом узаконивается существующая практика. Просто раньше требовали уплаты налога на прибыль заранее путем личных бесед в кабинетах налоговых инспекций, а теперь это норма закона. «Большая часть среднего бизнеса, кроме выполнения обязательств по уплате налогов, еще и должна кредитовать государство на безвозмездной основе», — возмущается юрист.

Есть убыток — нет НДС

Кодекс дополняется нормой, согласно которой крупные налогоплательщики не получат автоматом НДС, если в прошлом году были убытки. Прослеживается логика налоговой: мол, мы не верим в честность предприятий, у которых есть убытки. «Сомневаюсь, что таким образом от скудных ресурсов на автоматическое возмещение НДС будут отсечены недобропорядочные предприятия», — говорит Владимир Котенко. Он замечает, что, как правило, махинаторы с НДС, которые не ликвидируются сразу после совершения сомнительных операций, стараются не привлекать к себе внимания. И вряд ли они покажут убытки. Скорее будут минимально прибыльными. Вместо этого, данная норма коснется компаний, которые испытывают реальные трудности в силу тех или иных обстоятельств, либо предприятий, находящихся в инвестиционном периоде.

А вот Инна Плескач видит в данной норме всего лишь способ профилактики ухода предприятий от авансовых взносов, о которых говорилось выше.

Все о предпринимателях думаем

Одно из новшеств, вроде бы, должно порадовать предпринимателей. Речь идет о введении пятой и шестой групп плательщиков единого налога. Пятая группа — физлица, использующие труд не более 20 лиц, шестая — юрлица, имеющие не более 50 наемных работников. Желающие попасть в указанные группы не должны превысить объем годового дохода в 20 млн грн. Для них устанавливаются ставки ЕН 10% без НДС или 7% + НДС. Владимир Костюк считает, что введение пятой и шестой групп с такими ставками ЕН, учитывая сегодняшнюю рентабельность бизнеса в Украине, неоправданно. «Данные нормы могут быть использованы для оптимизации только крупными производственными компаниями с высокой рентабельностью», — говорит он.

Инна Плескач полагает, что таким образом расширятся возможности обналичивания для крупных бизнес-групп. Ставки налога для этого приемлемые. А вот других предпринимателей, учитывая, что ЕН для третьей и четвертой групп — 5% или 3% + НДС, новшества вряд ли заинтересуют. «При высоких подтвержденных расходах с такими оборотами целесообразнее использовать общую систему налогообложения», — считает юрист.

ГНС предлагает снизить ставку единого соцвзноса с нынешних 32,6-49,7% до 15%

Дмитрий Йовдий также полагает, что из-за высоких ставок ЕН желающих воспользоваться пятой и шестой группами будет крайне мало. При этом он обращает внимание, что работать без уплаты НДС по ставке ЕН 10% все равно смогут только предприниматели, годовой оборот которых не превысил 300 тыс. грн. Остальные обязаны зарегистрироваться плательщиками НДС. Эксперт замечает, что упрощенцы фактически лишены какой-либо гибкости в оптимизации налогов. «Если на общей системе предприятие может уменьшить размер налога на прибыль за счет расходов, упрощенец такой возможности лишен и уплачивает налог от выручки, — объясняет он. — При одинаковых оборотах размер налога упрощенца может значительно превысить размер налога на прибыль компании на общей системе».

Владимир Котенко считает, что упрощенец с оборотом в 20 млн грн — это оксюморон. «Интересно было бы увидеть статистику налоговой — каково количество предпринимателей, юрлиц и физлиц с оборотом в 20 млн грн, — говорит он. — Если бы мы увидели перечень физлиц, у которых обороты 20 млн грн в год, возник бы вопрос: а бывают ли такие предприниматели, и чем, собственно, они занимаются?»

Льготный режим

Также 5 июля в целом с предложениями президента был принят закон о налоговых льготах субъектам индустрии программной продукции (закон № 5091-VI, подписан президентом 31.07.2012). Документ снижает налогообложение разработчиков ПО с 1.01.2013 на 10 лет. В частности, парламент освободил такой бизнес от уплаты НДС и уменьшил им налог на прибыль до 5%.

Владимир Котенко считает, что идея стимулировать выход бизнеса из тени правильная. Однако попытки создать отдельные островки благополучия бесперспективны. «Закон обращает внимание на правильную индустрию. Но это лишнее подтверждение тому, что в целом требуются изменения всей существующей системы государственных расходов и, соответственно, доходов», — комментирует он. К тому же нужно оценить объем преимуществ, предоставленных данным законом, и понять, насколько он будет использован на благо отрасли, а насколько льготами будут злоупотреблять.

В целом 6 июля был принят закон, расширяющий налоговые льготы отельному бизнесу (законопроект № 10724). Согласно документу, от налога на прибыль освобождаются отельеры, доход которых от сдачи номерного фонда составляет не менее 50% общего дохода (ранее — 75%). Сегодня уже очевидно, что данная льгота не привела к отельному буму в Украине, а потому себя не оправдала. Впрочем, Владимир Котенко полагает, что гостиницы теперь просто будут обзаводиться спа-салонами, ресторанами и заниматься другой деятельностью, разрешенной в группе 55 КВЭД. Им это необходимо, чтобы вернуть вложенные инвестиции, учитывая, что доходы непосредственно от сдачи номеров не оправдали ожиданий.

Далекоидущие планы

Впрочем, в правительстве на достигнутом останавливаться не собираются. Недавно Минфин и ГНС презентовали «Концепцию изменения налоговой системы». Признав непосильную фискальную нагрузку на бизнес и наличие тотальной коррупции в налоговой сфере, авторы документа попытались определить приоритеты очередной налоговой реформы. Так, предлагается снизить ставку НДС с 20% до 12% для импортеров и монополистов и до 7% для других и ввести налог с оборота в 2,5%. В ГНС подсчитали, что потери от снижения ставки НДС составят 73,5 млрд грн. Но за счет детенизации экономики, ликвидации льгот, введения налога с оборота и т. д. они ожидают дополнительный доход в 98,2 млрд грн (+24,7 млрд грн).

Предлагается ликвидировать все льготы по налогу на прибыль и установить ставки налога на доходы физлиц в размере 10%, 15% и 20%, но снизить ставку единого соцвзноса с нынешних 32,6–49,7% до 15%. Потери от снижения ЕСВ ожидаются в размере 90,4 млрд грн. Но предполагается, что часть из них будет покрыта за счет легализации зарплат, экономии на чиновниках и пр. В итоге Пенсионный и другие соцфонды недополучат 30,8 млрд грн.

В сегодняшних украинских реалиях инициативу фискалов сложно воспринимать всерьез. Но из этого можно сделать вывод, что в ГНС все-таки признают: простое переписывание отдельных норм налогового законодательства ничего хорошего не даст. Реформирование налоговой системы вряд ли случится только в результате «игры» со ставками налогов. Успех невозможен без реформы госаппарата. Назрела необходимость сокращения полномочий контролирующих органов, а также изменения структуры полномочий этих органов и взаимоотношений между ними.

Вы здесь:
вверх