логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Следующий шаг — инфляционный взрыв Наталья Мелещук - «Контракты» №35-36 Сентябрь 2012г.

В какой коррекции нуждается экономика Украины


Экс-министр экономики Богдан Данилишин по просьбе Контрактов анализирует текущую экономическую ситуацию в Украине и ищет признаки «покращення». В частности, он считает, что: «покращення» наблюдается только по уровню вывода капитала из страны; президент должен взять руководство правительством на себя; нам надо переходить на свободный обменный курс.

Правительство рапортует о «покращенні», оперируя разными показателями, которые мало о чем говорят простому обывателю. Вам из Чехии как представляется — украинцы стали жить лучше?

— Экономика как была, так и осталась нереформированной, уязвимой как ко внешним, так и к внутренним рискам. Она и дальше зависит от внешнего рынка: цены и продукция металлургии вверх — ВВП вверх, цены вниз — туда же и ВВП. Независимо от того, кто при власти. Я сейчас часто слышу такой тезис: «Ми подолали руїну». И задаюсь, как и тысячи наших граждан, вопросом: какую руину вы преодолели? Вы уменьшили зависимость показателей ВВП от ситуации на внешних рынках? Нет. Вы осуществили структурную перестройку экономики и вывели ее на совсем иной технологический уровень? Нет. Вы обеспечили уровень ВВП хотя бы на уровне 1990 года? Нет. Вы обеспечили темпы роста инвестиций в Украине хотя бы на уровне первой половины 2008 года? Нет. Вы сократили уровень безработицы? Задолженность по заработной плате? Вывели рост ВВП на душу населения хотя бы на уровень Польши? Так какую же руину вы преодолели?

2009 год был очень сложным для экономики государства, но начало 2010-го, когда еще работало правительство Тимошенко, уже показывало динамику роста. Если 2009 год Украина закончила с падением ВВП 14%, то первый квартал 2010-го зафиксировал рост ВВП на +4,8%, второй — +5,5%. Для сравнения: второй квартал 2012 года украинская экономика закончила с показателем роста ВВП около 2%. Так когда была руина? В начале 2010 года или сейчас? В 2012-м дефицит Пенсионного фонда вырос с 57 млрд грн до 65 млрд грн. Да и кредит МВФ мы до сих пор не получили.

Есть ли показатели, по которым все-таки наблюдается улучшение?

— Думаю, для некоторых оно наблюдается только по уровню вывода капитала из нашей страны — за два года почти $60 млрд. Мы уже дошли до того, что в унитарном государстве областные советы имплементируют на своей территории законы Украины, например с языком. Это прямой путь к федерализации.

Какие программы и реформы могли бы улучшить инвестиционный климат в Украине?

— Первой составляющей реформирования должна стать административная реформа. Необходимо пересмотреть структуру органов исполнительной власти с точки зрения их соответствия основным функциям государства и усилить роль и ответственность министерств в разработке и реализации государственной политики. Министры должны быть не «мальчиками для битья», а проводниками соответствующей политики по своим направлениям. Думаю, что тогда, когда функции парламента и правительства нивелированы, президент должен взять руководство правительством на себя. И никакого премьер-министра не нужно. Конечно, для этого нужны конституционные изменения. Вопросы предоставления публичных услуг и управления государственными предприятиями должны сосредотачиваться в комитетах и агентствах, которые должны находиться в сфере управления соответствующих министерств. Такой пересмотр структуры и функций даст возможность оптимизировать численность управленческого аппарата и повысить качество его работы с соответствующим материальным и карьерным стимулированием.

Я впервые вижу такое уникальное явление, когда о росте инфляции просто умоляют и представители Администрации президента, и правительство, и НБУ!

Формирование модели национальной экономики с развитым внутренним рынком, высокотехнологическим экспортом и благоприятной средой для привлечения внутренних и внешних инвестиций потребует проведения ряда реформ, направленных на развитие отечественного производства по приоритетным направлениям. При этом следует исходить из понимания, что период, когда покупательная способность населения возрастала за счет валютных кредитов и социальных трансфертов, прошел. Пришло время переходить к росту покупательной способности через повышение производительности труда в производстве и сфере услуг. Социальные трансферты должны стать исключительно целевыми, а их размер — зависеть от реального материального положения получателей и наполнения бюджета как результата экономического развития. В то же время кредитные ресурсы банковской системы должны направляться пре­имущественно на развитие производства и строительства, а не на потребительское кредитование.

За счет чего и в какие сроки возможно провести реформы?

— Это самый важный вопрос. Нельзя провести все реформы одновременно. На это не хватит ни организационных средств, ни ресурсов. В конце концов, их не воспримут граждане. Любая серьезная реформа в краткосрочном периоде приводит к ухудшению ситуации в данной сфере деятельности и лишь в среднесрочном периоде дает эффект, который перекрывает потери от процесса реформ и приводит систему на новый уровень. Именно поэтому программа реформ должна рассматриваться как среднесрочная стратегия с четко определенными этапами, задачами и реальными ресурсами для выполнения этих задач.

Поэтому я считаю, что сейчас нужна кардинальная коррекция в экономической политике государства. В первую очередь, надо ликвидировать ряд основных экономических и структурных диспропорций, которые накапливались в украинской экономике еще до начала мирового финансового кризиса и остались нерешенными. Первая — экспортно ориентированная низкотехнологическая модель развития экономики. Хотя в период мирового кризиса и произошло незначительное корректирование в структуре промышленности, но эти изменения были вызваны лишь действием сокращения внешнего спроса.

Вторая системная проблема — высокий уровень нагрузки социальных выплат на экономику страны. Безусловно, уровень жизни населения Украины нельзя сегодня сравнить с тем, который существует в развитых странах. Тем не менее продолжение тенденции увеличения удельного веса оплаты труда при сокращении части валовой прибыли не только исказит основные макроэкономические пропорции, но и окончательно разбалансирует систему государственных финансов и экономики в целом.

Третья системная проблема — критическое состояние основных производственных средств. Несмотря на рост инвестиций в основной капитал с 2000-го по 2007-й на 19% в среднем за год, их общий объем оказался недостаточным для модернизации национальной экономики. Такая структура не соответствовала задачам технологического перевооружения производства, поскольку инвестиции направлялись прежде всего в сырьевые отрасли, а также в виды деятельности с быстрым оборотом капитала.

По сути мы должны изменить экономическую модель развития и перейти от экспортно- и импортнозависимой, рентоориетированной модели к модели национальной экономики с развитым внутренним рынком, высокотехнологическим экспортом и благоприятной средой для привлечения инвестиций.

Вы неоднократно говорили о приближении очередной волны экономического кризиса в мире. Каковы основные его признаки и когда он придет в Украину?

— Если говорить откровенно, кризис из Украины никуда и не уходил. Все эти годы мы наблюдаем перманентный отголосок мирового финансового кризиса. Кризис 2008–2009 гг. преимущественно был вызван внешними факторами и неготовностью украинской экономики к противодействию им. Сегодняшняя кризисная спираль — это в большей степени обострение внутренних противоречий, отсутствие маневренности и современного экономического мышления. И самое главное — ничего не сделано в контексте экономических трансформаций, повышении уровня инновационности и энергозатратности экономики. Возможно, украинская экономика находится сейчас немного выше дна, но еще не вернулась на докризисный уровень.

Отмечу, что МВФ снизил прогноз роста мировой экономики на 2012 и 2013 годы на фоне долгового кризиса в Европе и ослабления экономического подъема в Китае и Индии: темпы роста глобальной экономики в 2012-м составят 3,3%, в 2013-м — 3,9%, тогда как предыдущий прогноз Фонда, опубликованный в сентябре 2011 года, предусматривал увеличение мирового ВВП соответственно на 4% и 4,5%. В случае изменения конъюнктуры на мировых товарных рынках существует возможность ухудшения состояния украинских предприятий экспортно ориентированных отраслей.

Кризис из Украины никуда и не уходил

Эксперты пугают, что после выборов доллар достигнет отметки 10 грн. Каков ваш прогноз?

— Я не буду прогнозировать курс гривни. Скажу прямо, я не сторонник фиксированного курса. Надо переходить на свободный обменный курс, который будет стимулировать к гривневым сбережениям, и люди больше станут пользоваться национальной валютой. Нужно расширить коридор колебания гривни, а потом постепенно перейти на свободный обменный курс. В этом направлении существует опыт многих стран. Главным внутренним сдерживающим фактором остается ограниченное кредитование реального сектора экономики и высокие процентные ставки по кредитам. Данные явления усиливаются девальвационными тенденциями на валютном рынке многих стран мира, в то время как курс гривни относительно доллара США удерживается на фиксированном уровне в течение длительного периода, что негативно влияет на конкурентоспособность отечественной продукции и сопровождается потерей рынков сбыта.

В НБУ предупредили, что в ближайшие месяцы украинцев ждет повышение цен. В чем причина?

— Для ускорения темпов инфляции в 2012 году есть все основания. Тем не менее я впервые вижу такое уникальное явление, когда о росте инфляции просто умоляют и представители Администрации президента, и правительство, и НБУ!

Национальная валюта ослабляет свои позиции. Затяжная дефляция свидетельствует об отсутствии спроса в нашей стране. А после охлаждения экономики следующим шагом будет инфляцинный взрыв.

Но судя по постоянным сообщениям НБУ о неизбежности роста потребительских цен, инфляционные ожидания искусственно нагнетаются. Наверное, инфляционные поступления могут стать едва ли не единственным способом пополнения бюджета. В течение июля НБУ продолжал сглаживать колебания курса гривни на межбанковском валютном рынке путем проведения валютных интервенций. Причем в июле, второй месяц подряд, продолжилось наращивание значительными темпами их отрицательного сальдо, которое составило $1,2 млрд (против «минус» $0,7 млрд в июне). Потери резервов вследствие отрицательных валютных интервенций в июле компенсировались, в частности, поступлениями от размещения правительством еврооблигаций на общую сумму $2 млрд. Кроме того, как показывают экспертные исследования, ухудшаются потребительские настроения украинцев. Учитывая ухудшение экономической ситуации в мире, это может стать угрозой экономическому росту до конца 2012 года. Украина сейчас находится в состоянии повышенного финансово-экономического риска. Этому способствует и приближение парламентских выборов. Они будут еще одним стимулом для снижения как потребительских, так и девальвационных настроений. Поэтому сейчас для нашей страны первоочередной задачей должно стать стимулирование внутреннего спроса и возобновление сотрудничества с МВФ.

Вы здесь:
вверх