логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Запас карман не тянет Татьяна Гармаш - «Контракты» №37 Сентябрь 2012г.

Продавцы товаров массового спроса ищут способы перехитрить кризис


Первый звоночек новой волны кризиса уже прозвучал: резкие зигзаги, которые продемонстрировал доллар, заставляют нервничать даже самых заядлых оптимистов. Чтобы хотя бы на первое время застраховаться от сложностей, компании уже начали наращивать склады и закладывать в цены завышенный валютный курс. В 2008 году эти нехитрые уловки помогли избежать разорения многим бизнесменам, но сработают ли они в этот раз, неизвестно.

Налетай, пока не подорожало

Начавшийся в Украине валютный шторм усилил пессимизм бизнесменов, поговаривающих о неотвратимости новой волны кризиса еще с начала этого года. Многие компании уже вовсю готовятся к сложностям, и столь прозрачный «намек» от отечественной экономики лишь заставит их действовать еще решительнее. В памяти импортеров еще свежи воспоминания 2008-го, когда, завезя товар по курсу 5 UAH/USD и раздав его под реализацию дистрибьюторам, они получили вдвое меньшую сумму, чем вложили. Те же, кто имели обширные склады и оперативно пересчитали цены по новому курсу, наоборот, только выиграли. Поэтому в качестве главного способа перестраховаться от рисков девальвации гривни импортеры выбрали максимальное наращивание поставок про запас.

Правда, затарить склады под завязку смогут далеко не все. Как отмечает глава Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) Олег Назаренко, импортеры, поставляющие машины в Украину, — это преимущественно «дочки» мировых транспортных холдингов, поэтому их политика максимально согласована с материнскими компаниями. Те же, как правило, не обращают внимания на возможные валютные колебания на небольших рынках, к которым относится и наша страна, изначально закладывая их в цену. Кроме того, даже если отечественное представительство попросит увеличить отгрузки, сделать это не всегда реально, так как заводы работают «с колес» и жестко планируют квоты для разных стран. «Поэтому, если гривня все-таки обесценится, дилеры просто будут вынуждены пересчитать цены по новому курсу», — резюмирует Олег Назаренко.

Надеясь перехитрить гривню, импортеры затаривают склады

Исполнительный директор Ассоциации производителей инновационных лекарств Юрий Савко говорит о сложностях с незапланированными поставками и для фармацевтов. Многие из них даже не имеют собственных складов, которые можно было бы расширять. В Украине профессиональные фармацевтические хранилища в дефиците, поэтому каждый квадратный метр в них на вес золота. Но даже те, кто располагают площадями, не всегда могут оперативно договориться с зарубежными производителями. А вот у импортеров товаров массового спроса, таких как одежда, обувь, косметика, подобных проблем нет. Эти рынки работают без квот, выбрасывая продукцию в свободные оптовые продажи. В наших компаниях рассказывают, что попытаются в сентябре закупить максимально возможное количество продукции. К примеру, зимние коллекции одежды, которые ранее поступали в Украину планомерно на протяжении всей осени, в этом году попадут на склады импортеров до конца нынешнего месяца. Правда, не факт, что у всех хватит денег на товар, ведь не так давно Нацбанк заявил о намерениях ограничить объем валюты, который могут выкупить компании.

Откладываем на зиму

На самом деле подготовка импортеров к новой волне кризиса ведется уже не первый день. Самые дальновидные компании расширяют склады с начала года, что уже отразилось на официальных показателях импорта. По данным Государственной службы статистики, за первое полугодие ввоз товаров в Украину вырос, по сравнению с аналогичным периодом минувшего сезона, на 7% — почти до $41 млрд. Наиболее стремительно увеличиваются поставки тех же товаров массового спроса. К примеру, импорт продукции животного происхождения, в том числе сырья для переработки, увеличился на 65% (до $740 млн), орехов и сухофруктов — на 46% (до $493 млн), кофе и чая — на 17% (до $150 млн). Одежды в нашу страну завезли на 83%, а обуви — на 46% больше, чем в первом полугодии 2011 года (на $230 млн и $300 млн соответственно). И это притом что реального увеличения продаж, которым можно было бы объяснить активность импортеров, на рынке не наблюдается.

Отдельные компании, не имеющие возможности раздувать склады, пытаются заложить будущие риски в цены, заведомо пересчитывая их по более высокому курсу. Так, к примеру, действуют фармацевты. С начала года среднестатистическая упаковка лекарств в отечественных аптеках выросла в цене на 13% (до 21 грн), хотя курс доллара все это время оставался стабильным, а евро даже снижался. В итоге выручка продавцов таблеток в первом полугодии выросла на 2 млрд грн — до 14,1 млрд. Эта сумма станет им неплохим утешением, если все-таки не удастся застраховаться от кризиса.

Вы здесь:
вверх