логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Мотор без мотора Наталья САПУНОВА - «Контракты» №11 Март 2013г.

Долго ли автострахование будет оставаться драйвером страхового рынка


Уже на протяжении более чем пяти лет автострахование — КАСКО и ОСАГО — в Украине остается драйвером всего рынка. Но если в обязательном страховании — «автогражданке» — сборы премий постоянно растут, то в сегменте добровольного страхования — КАСКО — рост возможен исключительно за счет подорожания страховых услуг. В 2013 году ситуация не изменится. Правда, для увеличения объема собранных премий по ОСАГО регулятору придется повышать тарифы. А на рынке КАСКО, где стоимость страховой защиты и так немалая, компании должны будут разрабатывать новые недорогие продукты, которые бы подталкивали автовладельцев к покупке страховок.

Не хочешь — заставим

Рынок обязательного страхования ответственности владельцев транспортных средств — ОСАГО, или «автогражданка», — самый стабильный из всех страховых сегментов. В прошлом году, по данным Моторного (транспортного) страхового бюро Украины (МТСБУ), он вырос на 4,5% — до 2,4 млрд грн. По сравнению с ростом на 33,3% в 2011-м это ничтожно мало. Но страховщики довольны таким показателем и считают его закономерным. «Прирост сборов по «автогражданке» был связан с повышением ее стоимости. Как только после этого изменения прошел год, стало видно, что естественный прирост небольшой», — говорит генеральный директор СК «Allianz Украина» Гарри Андреасян.

В середине 2010-го Нацкомфинуслуг повысила тарифы по этому виду страхования. Тогда в среднем полисы подорожали на 30–40%. В прошлом же году, несмотря на инициативы страховщиков, цены на «автогражданку» не менялись. При этом самостоятельно повышать тарифы страховщики не имеют права: максимум, что они могут сделать, — это изменить стоимость полиса за счет так называемых повышающих коэффициентов. А поскольку уровень проникновения ОСАГО превышает 90%, привлекать новых клиентов и, соответственно, наращивать долю рынка участникам страхового рынка очень непросто. В прошлом году, например, количество заключенных договоров снизилось на 0,9% — до 8,3 млн шт.

Страховщики пытаются приучить водителей страховаться добровольно

Но главная проблема на рынке ОСАГО — не его насыщенность, а демпинг и невыплаты возмещений самими страховщиками. «Сейчас у страховых компаний есть возможность повышать или понижать стоимость полиса ОСАГО, используя корректирующие коэффициенты. Но многие СК при расчете тарифа изначально выбирают минимальные значения, а некоторые еще и предлагают клиентам ничем не обоснованные скидки от 20% до 50%», — рассказывает начальник отдела андеррайтинга транспортных рисков СК «Allianz Украина» Александр Яременко. При этом глава Нацкомфинуслуг Андрей Стасевский заявил, что лишь 90% страховщиков вовремя и в полном объеме выполняют требования по ОСАГО.

Отдельная проблема — агенты. В прошлом году некоторые из них требовали от страховщиков комиссионное вознаграждение в размере до 50–60% от стоимости полиса. Чтобы очистить рынок от недобросовестных участников, Нацкомфинуслуг вынуждена была разработать квалификационные требования для агентов, работающих на рынке «автогражданки». «Это положительное нововведение, и напрашивалось оно давно. Принимать его нужно как можно скорее. Такая квалификационная фильтрация агентов позволит и потребителям страховых услуг, и страховым компаниям судить о профессиональном уровне посредника, с которым они работают. Этот факт должен сократить количество плохо подготовленных специалистов и мошенников», — комментирует директор юридического департамента СК «PZU Украина» Василий Зубач. Благодаря реестру, который предусмотрен законопроектом, рынок сможет отсеять так называемые неблагонадежные элементы.

Сам себе защитник

Объемы рынка добровольного страхования имущества — КАСКО — в прошлом году, по оценкам участников рынка, снизились. Официальных показателей по нему пока нет, но, по предварительным данным, снижение может составить около 5%. Причинами стагнации рынка стали уменьшение автопродаж и отсутствие кредитования. По данным автодилеров, в прошлом году продажи легковых автомобилей упали на 1,4% — до 217,5 тыс. единиц. По словам председателя совета Лиги страховых организаций Украины Александра Залетова, за последние пять лет доля КАСКО в общем портфеле страховщиков снизилась вдвое — с 53% до 27%. «До кризиса основным драйвером этого продукта были кредитные авто. Сейчас по многим машинам, купленным до кризиса, закончился срок кредитования, и далеко не все владельцы продолжили страховаться добровольно. Это очень хорошо видно по результатам рынка КАСКО в IV квартале 2012-го», — делится наблюдениями Гарри Андреасян.

Рынок «автогражданки» достиг предела

При этом менять тарифы по КАСКО страховщики не готовы. Застраховать автомобиль в компании, которая вовремя и в полном объеме выполняет свои обязательства, можно за 5–7% стоимости транспортного средства. Но для большинства украинцев эта сумма довольна существенна, ведь страховка для авто стоимостью $15 тыс. обойдется в $1 тыс. в год. Чтобы заставить украинцев страховаться добровольно, уже в прошлом году компании начали использовать различные маркетинговые методы привлечения клиентов и разрабатывали новые продукты. СК «ИНГО Украина», например, запустила акцию «КАСКО за 3,99% для владельцев внедорожников». Дешевые полисы могли приобрести водители внедорожников с не менее чем четырехлетним стажем. Клиенты СК «Уника», которые застраховали некредитное авто, могли получить скидку в размере от 500 до 2000 грн. СК «Здорово» обещала автовладельцам увеличить срок действия договора КАСКО на шесть месяцев в случае выхода сборной Украины в полуфинал чемпионата Европы по футболу 2012 года. Если бы украинская команда вышла в финал, срок действия полисов СК продлила бы на год. Страховщики продвигали и онлайн-продажи, которые позволяют компаниям сэкономить и, как следствие, уменьшить стоимость страховки на 5–10%.

Прогноз на 2013-й

В этом году рассчитывать на бурный рост автострахования не приходится. По оценкам председателя правления СК «Княжа» Дмитрия Грицуты, рынок ОСАГО может вырасти на 5–10% при условии повышения тарифов. «За безубыточную езду страховщики делают клиентам скидки, поэтому без повышения тарифов в таком насыщенном сегменте, как ОСАГО, рост рынка маловероятен», — рассказывает председатель правления СГ «ТАС» Павел Царук.

По информации участников рынка, МТСБУ уже подготовило проект повышения тарифов. Если Нацкомфинуслуг его утвердит, «автогражданка» для населения может подорожать на 25–30%. Свою инициативу в МТСБУ объясняют вступлением в силу с 5 февраля изменений в Закон «Об ОСАГО», которыми вводятся гарантированные минимальные выплаты за вред, причиненный жизни и здоровью потерпевших. «Новая система определения размера возмещения позволит получить гарантированные минимумы страхового возмещения, которые рассчитываются в зависимости от размера минимальной месячной зарплаты, устанавливаемой на дату наступления страхового случая», — объяснили в МТСБУ. В частности, 1/30 размера минимальной месячной зарплаты (МЗП) — за каждый день лечения, 36 МЗП в случае установления I группы инвалидности, 18 МЗП — в случае установления II группы или признания несовершеннолетнего ребенком-инвалидом и 12 МЗП — в случае установления III группы инвалидности. Кроме того, новые положения предусматривают выплату морального ущерба потерпевшим в размере 5% от страхового возмещения за вред, нанесенный жизни и здоровью. По подсчетам МТСБУ, в 2013 году выплаты страховщиков вырастут в течение 1–1,5 лет как минимум на 400 млн грн. При этом если ранее 98% выплат приходилось на возмещение за ущерб, нанесенный имуществу пострадавших в ДТП, а 2% — за вред, нанесенный жизни и здоровью, то с 5 февраля 2013-го пропорция составит 80% и 20% соответственно.

По КАСКО наращивать премии будет сложнее. Страховщики продолжают разрабатывать недорогие продукты, которые были бы по карману массовым потребителям. «Разрабатывать продукт имеет смысл, если у него есть своя целевая аудитория, пусть даже небольшая. При этом важно правильно рассчитать экономическую составляющую продукта», — уверен директор департамента прямых продаж СК «Наста» Вадим Кирничный. Уже в начале этого года СК «Наста» запустила страховой продукт «Наста Хит». За 1995 грн компания готова застраховать автомобиль стоимостью от 50 тыс. до 250 тыс. грн возрастом до 10 лет. Выплату (максимум 50 тыс. грн) застрахованный получит, только если попадет в ДТП с двумя и более участниками. «Решение запустить такой продукт связано с желанием максимально удовлетворить запросы наших клиентов, которые осознают необходимость наличия страховой защиты, но в то же время, в связи со сложившейся экономической ситуацией, не всегда могут себе ее позволить», — рассказывает Вадим Кирничный.

Комментарий

 

Юлия КУГАЕВСКАЯ, директор компании «ВиДи-Страхование»

— В 2012 году наши тарифы на КАСКО оставались на прежнем уровне. Мы предлагали как классический, так и акционный продукт — КАСКО 50/50. Отличие от классического продукта состоит в том, что клиент оплачивает только половину стандартного платежа (без увеличения тарифа за рассрочку платежа), а вторую часть вносит только при наступлении страхового случая для получения возмещения в полном объеме. Если страховой случай не наступил, клиент не вносит вторую часть платежа и таким образом получает экономию в размере 50% платежа.

Согласно результатам исследований нашей аналитической службы, в Украине страхуются по КАСКО в среднем около 25% новых автомобилей. Но в крупных городах доля застрахованных машин по КАСКО составляет порядка трети новых авто, в 2011-м такой показатель был ниже и составлял в среднем 20–25%. То есть определенный положительный тренд все же прослеживается.

В целом состояние рынка автострахования напрямую зависит от общего экономического и политического положения в стране. Также среди основных проблем, влияющих на его развитие, — падение рынков кредитования и автопродаж, снижение покупательной способности населения. Вместе с тем высокие расходы на ведение дела, сокращение автопарка, привлекательного для страховщиков (автомобили не старше пяти-восьми лет), катастрофическое состояние дорожного покрытия, рост цен на запчасти, проблемы МТСБУ делают этот вид страхования сейчас далеко не таким привлекательным для самих страховщиков, как раньше.

Вы здесь:
вверх