логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Догнать и перегнать столицу Любовь ОСИПОВА - «Контракты» №12 Март 2013г.

Темпы и объемы строительства в городах-сателлитах почти достигли столичных показателей


Сегмент пригородных новостроек в последний год переживает настоящий бум. Рекордными темпами растет как количество предложения, так и платежеспособный реальный спрос на него.

Очень недорого

В марте нынешнего года в открытых источниках было представлено порядка 80–85 жилых комплексов и отдельных домов, которые строятся и продаются в столичном пригороде. Это всего на 5–7% ниже, чем предлагает столичный рынок, а учитывая, что 90% пригородного жилья относится к экономклассу, то в этом сегменте сателлиты уже почти догнали столичный ассортимент (сегодня в киевском экономклассе к продаже предлагается порядка 80 объектов). Это несомненный прорыв, учитывая, что полтора года назад в пригороде продавалось всего 40 объектов, а строительные работы велись только на 15 из них. По данным компании SV Development, сейчас краны вокруг столицы активно работают почти на 80% объектов.

Стремительное оживление пригородного сегмента эксперты объясняют не только выходом рынка из рецессии, но и тем, что спрос на рынке первичного жилья все еще сконцентрирован на недорогих и малогабаритных квартирах. А именно такое жилье предлагает пригородная зона столицы. Большинство застройщиков городов-сателлитов перестали соревноваться со столичными окраинами в стоимости своих объектов и сегодня предлагают к продаже большой выбор малогабаритных квартир по весьма низким ценам. Минимальный порог стоимости пригородного жилья стартует с отметки в 4,34 тыс. грн за кв. м, а средняя цена в этом сегменте составляет 6,5 тыс. грн за кв. м (против средней цены экономсегмента в городской черте — почти 10 тыс. грн за кв. м). Чтобы угодить покупателям с малыми бюджетами, пригородные застройщики позаботились и о метраже квартир — на рынке широко представлены малометражки в 30–40 кв. м. В итоге «единичку» в пригороде, в доме на среднем этапе строительства вполне реально приобрести за $22–30 тыс. А именно такой бюджет сегодня является потолочным для очень многих столичных покупателей, нуждающихся в собственном жилье. По данным SV Development, ввиду скудных сбережений, роста цен на аренду жилья в столице и недоступности кредитов, 30–35% всех реальных киевских покупателей в последний год переориентировались именно на пригородный рынок.

В борьбе за столичного покупателя

Значительный рост спроса не замедлил сказаться на прибыльности строящихся в сателлитах компаний. По данным независимых аналитиков, продажи в активно возводящихся в пригороде комплексах в течение последнего полугодия выросли в три-пять раз. Согласно, например, информации ирпенских застройщиков, в местных комплексах на данный момент продается по 30–40 квартир в месяц, что как минимум в два раза выше результатов продаж аналогичного жилья экономкласса в столице.

«Единичку» в пригороде, в доме на среднем этапе строительства вполне реально приобрести за $22–30 тыс.

«Рынок пригородного жилья в последние годы практически полностью сосредоточился на борьбе за покупателя жилья экономкласса, который изначально рассматривал спальные районы Киева. И, надо признать, уже почти выиграл эту борьбу со столичными застройщиками. При этом ключевым конкурентоспособным аргументом в борьбе за покупателя стала не только цена от 5,6 тыс. грн до 7,2 тыс. грн за кв. м, но и повышающаяся (так же как и в самой столице) надежность местных застройщиков», — рассказывает управляющий партнер консалтинговой компании «Диалог-Классик» Артем Новиков.

Впрочем, пригород сегодня застраивают не только местные компании, но и такие известные и стабильные столичные девелоперы, как «Киевгорстрой» (Буча, Тарасовка, Украинка) и «Житлоiнвест» (Борисполь, Петровское). Цена их предложения в сателлитах весьма выгодно отличается от столичных расценок и составляет средние для окрестностей Киева 6,5 тыс. грн за квадрат.

Объемы еще увеличатся

Лидером по количеству нового жилья среди пригородов столицы на сегодняшний день является Ирпень, где строится и продается более половины от всех имеющихся на рынке объектов. В это же время, например, в весьма популярном у киевлян Вишневом сегодня возводят всего три объекта, в Броварах — четыре, в Чубинском — пять, в Вышгороде — один. Разнообразием предложения не может порадовать и Борисполь (здесь покупают новостройки преимущественно местные жители и работники аэропорта). Если ранее в городе в активном состоянии находилось порядка десяти строек, то сегодняшнее бориспольское предложение ограничивается всего двумя строящимися объектами.

По словам начальника департамента маркетинга компании SV Development Владимира Степенко, такая активность строителей Ирпеня только отчасти связана с повышением спроса на этот населенный пункт (после достройки дороги, соединяющей массив Новобеличи в Киеве с Ирпенем, добираться до столицы стало гораздо удобнее). «В свое время компаниям было выделено очень много участков в Ирпене и, пользуясь сегодняшним ростом рынка, они их начали активно осваивать. Поэтому сейчас именно здесь сосредоточено большинство новых проектов, в то время как темпы застройки, например, Броваров или Вишневого снизились. Хотя именно Вишневое, Бровары, Чабаны, Боярка, Коцюбинское остаются лидерами у покупателей», — говорит Владимир Степенко.

По словам эксперта, если власти основных городов-сателлитов пойдут навстречу застройщикам в земельных вопросах, а компании, которым уже были выделены земли в пределах этих населенных пунктов, финансово окрепнут, застройка ранее популярных пригородов выйдет на прежний уровень, поскольку спрос на нее есть.

В целом эксперты прогнозируют, что уже в этом году темпы застройки пригорода столицы достигнут киевских показателей. И, несмотря на рост спроса, цены могут снизиться. «Количество предложений жилья экономкласса в пригороде уже в этом году может стать таким же, как в столице. А если застройщики освоят панельное домостроение, то цены упадут еще на 15–20%», — резюмирует управляющий директор компании ARPA Real Estate Михаил Артюхов.

Вы здесь:
вверх