логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Грабеж киприотов Дмитрий Гонгальский - «Контракты» №12 Март 2013г.

Чем опасно желание властей Кипра решить свои проблемы за счет вкладчиков из разных стран


Обычно решения Европейского союза и Международного валютного фонда принято считать чуть ли не единственно верными. Ведь эти организации действуют непредвзято, а потому вероятность субъективных оценок с их стороны ничтожно мала. Ну разве что развивающиеся страны могут почувствовать на себе гнев международных учреждений в случае несоблюдения европейских ценностей. Но, увы, из этого правила есть свои исключения. Причем эти исключения могут нанести непоправимый урон имиджу ЕС и МВФ, а также навсегда изменить их статус «истины в последней инстанции».

Помимо демократических свобод в перечень европейских ценностей входит и защита имущественных интересов человека. Но оказалось, что этим пунктом в случае острой необходимости можно пренебречь.

Летящий навстречу дефолту Кипр вымолил у ЕС и МВФ получения рекордной, как для такой маленькой страны, финансовой помощи в размере EUR10 млрд. Благодаря этим средствам финансовая система страны успешно избежит участи Исландии, которая вынуждена была провести массовые банкротства. Как обычно, к заемщику в таких случаях выдвигаются определенные требования: чаще всего — провести реформы, сократить дефицит бюджета, отказаться от социальных дотаций и т. д. Но в случае Кипра брюссельские «жрецы» потребовали нечто совершенно несоизмеримое с европейскими ценностями — отнять часть денег у вкладчиков. Проще говоря, санкционировали грабеж, обязав задним числом ввести налог и снять в пользу бюджета 6,75% от суммы вклада, если депозит меньше EUR100 тыс., и 9,9% — если больше.

В случае Кипра брюссельские «жрецы» потребовали нечто совершенно несоизмеримое с европейскими ценностями — отнять часть денег у вкладчиков

Учитывая, что в кипрских банках хранятся деньги не только рядовых граждан, но и миллиардеров со всех концов света, желавших воспользоваться мягким налоговым климатом страны, история моментально получила международный резонанс. И вне зависимости от того, кто и как относится к «трехкратному» президенту РФ Владимиру Путину, но с его словами трудно не согласиться. «Такое решение, в случае его принятия, будет несправедливым, непрофессиональным и опасным», — высказался лидер соседней страны. И дело вовсе не в том, что олигархи потеряют несколько десятков миллиардов. Проблема в том, что ЕС с МВФ сделали то, чего от них ждали меньше всего, а именно — показали, что отныне правил больше не существует. И теперь под большим вопросом, будут ли эти уважаемые институты окунать представителей власти какой-нибудь страны с недоразвитой демократией в болото судебного произвола, налоговой вакханалии и рейдерских захватов. Все! Границы стерты!

Сами того не подозревая, ЕС и МВФ развязали руки всем своим политическим оппонентам. Причем сделали это настолько просто, что никто даже во сне не мог мечтать о таком «подарке». Ведь властям Кипра уже вовсе не обязательно вводить налог. Дело сделано и маски сорваны.

Кипрская история может стать отличным аргументом для противников интеграции Украины в ЕС. Тем более что претензии украинских властей к Европе и без того нарастают как снежный ком. То на трубу денег не дали, то в газовой борьбе с Россией не поддержали. Нельзя сказать, что дружба с Таможенным союзом строится исключительно на строгом выполнении взятых договоренностей. В соседней стране тоже любят «импровизации». Но теперь у российских друзей в Украине как минимум на один железный аргумент больше. Ведь всегда можно сказать, что наши договоренности в ЕС могут быть легко пересмотрены не в лучшую для Украины сторону, если вдруг возникнет необходимость в финансовой помощи.

Рекомендации ЕС и МВФ Кипру позволяют украинским властям выйти сухими из воды, если вдруг Украине не удастся в ближайшее время договориться с Фондом о кредитной поддержке. Можно легко апеллировать к непостоянству кредиторов, выдвигающих одно требование за другим, оставив за кадром свою неспособность держать слово.

И главное. После кипрской национализации власти получили прекрасную возможность аналогичными методами пополнять дырявый бюджет Украины. И теперь введение ограничений на наличные операции или налога с покупки валюты покажутся мелкими детскими шалостями. Ведь в случае резкого ухудшения ситуации в экономике (а такая вероятность весьма велика), учитывая нарастающий спад в промышленном производстве и неоднозначность отношений с МВФ, можно всегда прибегнуть к радикальным мерам, оправдывая свои действия «европейской практикой». И цель этих новаций всегда будет одной и той же: спасение крупного бизнеса за счет рядовых граждан, которым не посчастливилось, например, вовремя конвертировать свои валютные вклады в гривню. Так же поступает весь мир, чем Украина хуже?

Справедливости ради следует отметить, что лишь одна европейская страна поступила иначе — Исландия. Там не стали поддерживать свою финансовую систему за счет клиентов и допустили полноценный дефолт финансовых учреждений. Зато теперь это одно из немногих государств в ЕС, демонстрирующих устойчивый рост экономики. А чем мы хуже?

Вы здесь:
вверх