логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Цена водительского счастья Анна НЕВМЕРЖИЦКАЯ - «Контракты» №12 Март 2013г.

Когда наши дороги будут похожи на европейские, и сколько денег для этого нужно


Бывший глава Укравтодора, нардеп от ПР Владимир Демишкан в интервью Контрактам рассказал о том, что: дороги в Украине строились 40–50 лет назад под совершенно другие нагрузки; в Европе 3 года гарантии на новые дороги, а не 20, как говорят;  чтобы сделать украинские дороги похожими на европейские, нужно «всего» 500 млрд грн.

Премьер-министр Николай Азаров, ссылаясь на руководство ГАК «Укравтодор», заявил, что ямы ликвидированы на 98% основных дорог, но водители видят другую картину…

— Состояние украинских дорог действительно плохое. Я не знаю, кто в Укравтодоре мог сказать, что 98% дорог отремонтировано. Объясню, почему сейчас все так критично. Дороги в Украине построены 40–50 лет назад, причем под совершенно другие нагрузки. Кроме того, из таких материалов, которые не могли обеспечить их долговечность. Например, многие дороги строились из щебней, у которых крепость была на 40% меньше, чем необходимо. Плюс — погодные условия, с которыми сложно бороться. Учитывая, что дороги несут гораздо большие нагрузки, чем могут технически, на них появляются трещины. Когда началась зима, а затем оттепели (38 раз в этом году были переходы от плюса к минусу, а это самое страшное для дорог, пораженных сетками трещин), дороги пришли вот в такое состояние. Когда меняется температура, вода попадает в трещины, замерзает, разрывает покрытие, колесами выносятся осколки асфальтобетона, конструктива дороги, появляются ямы.

Ничто не может быть вечным. Некоторые говорят, что в Германии строят дороги с 20-летней гарантией. Эти люди не разбираются в вопросе. Потому что в Европе три года гарантии на новое строительство. Три года! Я слышал критику по поводу того, что дорогу Киев — Ровно построили с 12-летней гарантией. А почему тогда не требуют 100-летней?

Сколько денег нужно на то, чтобы привести украинские дороги в порядок?

— Чтобы отечественные дороги были европейского качества, необходимо 500 млрд грн. Это очень большая сумма. Все годы независимости Украины ремонт дорог финансировался на 10–12% от потребностей. Многие дороги пропустили уже по 2–2,5 межремонтных срока — их не ремонтировали, потому что не хватало средств. Перечень объектов, которые нуждаются в ремонте, ежегодно подается на рассмотрение Кабмина, Верховной Рады и должен учитываться в бюджете. Мы проводили расчеты, над которыми работали два университета. Проанализировали, что мы имеем, какие нужны средства, что мы теряем на ежегодном ремонте. Но, к сожалению, украинская экономика не позволяет увеличить финансирование, поэтому дороги находятся в таком состоянии.

Перед Евро-2012 миллионы гривен вкладывались в ремонт дорожного покрытия. Почему многие отремонтированные под чемпионат дороги также покрыты ямами?

— Скажите конкретно, какие из них точно в таком же состоянии, как и те, которые не приводились в порядок? Например, дорога Киев — Львов имеет прекрасное покрытие. Там, где финансирование позволяет провести ремонт, там дороги нормальные. А те, которые эксплуатируются 40 лет, естественно, разрушаются. Это не потому, что мы не хотим, чтобы они были хорошими, а потому, что сроки уже подошли.

А одесская трасса, которая сейчас в ужасающем состоянии?

— Протяженность дороги Киев — Одесса — более 400 км. Участок в 175 км от Жашкова до Червонознаменки был отремонтирован, а вот от Киева до Жашкова — отрезок, построенный 50 лет назад. Так что это, как говорится, две большие разницы.

Какие реформы нужно провести внутри Укравтодора, чтобы работа компании была максимально эффективной?

— Местные дороги вместе с финансированием должны быть переданы местному самоуправлению. Таких дорог у нас порядка 80 тыс. км. И, я думаю, что это даст хороший результат. Кроме того, считаю, что информацию об объектах, которые нуждаются в ремонте, нужно выносить на общественное обсуждение. Это нормальная практика. Люди должны принимать участие в принятии решения, какие основные направления необходимо включить в перечень объектов, подлежащих ремонту, того или иного бюджетного года.

Какая разница в стоимости километра дороги у нас и, скажем, в Германии? И насколько отличается качество дорожного покрытия?

— По всей Восточной Германии, где дороги были построены в то же время, что и у нас, была сделана их полная реконструкция. В отличие от нас, где мы по кусочкам что-то каждый год выхватываем, чтобы главные направления привести в порядок. Мы уже межремонтные сроки дважды пропустили. Поэтому говорить о стоимости и качестве не приходится.

Но если вы настаиваете на цифрах, то в Украине один км дороги первой категории (4 полосы) по стоимости обходится в 40 млн грн. В Израиле дорога 3 полосы в одном направлении и 3 полосы в другом — это $30 млн за один км.

Сейчас очень активно обсуждается вопрос содержания дорог. Сравнили Германию, Францию, Израиль — у них стоимость содержания дорог в десятки раз выше по сравнению с Украиной. И тем не менее, несмотря на такое финансирование, некоторые европейские дороги тоже в ямах. Их идеальное состояние просто не успевают поддерживать.

Используются ли в Украине какие-то прогрессивные, новые технологии, чтобы дороги были долговечными и обходились бюджету максимально дешево?

— Технологии, по которым сегодня строят дороги в Украине, — новейшие европейские. Весь технологический процесс мы переняли от Европы. В 2001 году у немцев брали технику с договоренностью, что они нам передадут и технологии. Дорога Киев–Борисполь уже строилась по европейскому образцу. Ей 12 лет, но посмотрите, в каком она состоянии. Там есть изъяны, но только в тех местах, где были аварии, горели машины, и из-за большой температуры испортилось дорожное покрытие. Это поврежденное покрытие нужно вырезать до основания и делать капитальный ремонт участка. Киев — Житомир сделали? Сделали. Дорога идеальная. Там все новейшие технологии применены. Она гарантированно будет немало лет стоять, работать, нести очень большие нагрузки.

Вы здесь:
вверх