логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Миндоходов «жнивует» Вилен ВЕРЕМКО - «Контракты» №24-25 Июнь 2013г.

К чему может привести необоснованное урезание налоговых льгот сельскому хозяйству


В Министерстве доходов и сборов идет работа над проектом закона о пересмотре льготного налогообложения аграриев. Мотивируя необходимость ревизии льгот, фискалы ссылаются на национальный план действий на 2013-й относительно внедрения президентской программы экономических реформ на 2010–2014 годы. Документ предписывает уже до апреля 2013-го внести в парламент соответствующие изменения в Налоговый кодекс.

В частности, в Миндоходов рассматривается возможность введения 7%-ного НДС для аграриев, а единый сельхозналог (ЕСН) предлагается рассчитывать не от нормативной оценки земли в 1995 году, а от цен в отчетном. Аграрии говорят, что это приведет к огромным убыткам отрасли (более 19 млрд), снижению рентабельности до 3%, что не покроет ставки по кредитам, а потому многие агрохозяйства будут вынуждены закрыться.

Позиция фискалов

«Сумма предоставленной льготы по НДС не отвечает темпам роста отрасли. Начиная с 2007 года такие льготы растут в среднем на 40% в год, при этом рост объемов сельхозпродукции с 2007-го не превышает 20% (кроме урожайных 2008-го и 2010 годов)», — аргументируют свою позицию в Миндоходов. Ныне льготный режим по НДС позволяет аграриям оставлять этот налог у себя. По данным министерства, в 2012 году у сельхозпроизводителей осталось 14,732 млрд грн. Кроме того, предприятия за счет НДС получают компенсацию от переработчиков за мясо и молоко. Ее сумма в прошлом году составила 1,077 млрд грн. В 2012-м, по данным министерства, льготным режимом, который дает право оставлять НДС для собственных нужд, воспользовались 16 тыс. сельхозпроизводителей. Но экономической стабильности в отрасли так и не достигли. «Главной причиной этого является использование сельхозпредприятий в схемах уклонения от уплаты налогов, которые позволяют сокращать поступление НДС предприятиям других отраслей», — делают вывод фискалы. А потому предлагают облагать НДС-операции по поставке сельхозпродукции собственного производства по ставке 7%.

Предусматривается реформировать и фиксированный сельхозналог (ФСН). Сегодня он рассчитывается исходя из нормативной денежной оценки земли еще 1995 года. Теперь предложено для расчета налога брать денежную оценку земли на 1 января отчетного года. Таким образом, вместо нынешних в среднем 5,5 грн/га (денежная оценка сельхозугодий на 1995 год — 3674 грн/га) аграриям пришлось бы платить 31 грн/га (на 1 января 2013 года — 20,64 тыс. грн). Подсчитано, что от новаций налоговые поступления от аграриев вырастут на 1–1,3 млрд грн.

Аграрии в обороне

Участники рынка и профильные ассоциации негативно восприняли инициативу фискалов. По расчетам президента ассоциации «Украинский клуб аграрного бизнеса» (УКАБ) Алекса Лисситсы, в случае отмены налоговых льгот сумма потерь сельхозтоваропроизводителей достигнет 19 млрд грн. Это приведет к снижению прибыльности более чем на 50%. Только прямой экономический эффект от отмены налоговых льгот, по мнению экономистов, обеспечит снижение объемов валовой продукции сельского хозяйства на 8%. По данным УКАБ, отмена льгот будет касаться 56 тыс. хозяйствующих субъектов, которые обеспечивают работой 650 тыс. человек в сельской местности. Количество убыточных предприятий вырастет с 17–30% от общего количества (7–13 тыс. хозяйств) до более чем 50% (или более 20 тыс.).

Прибыльность аграрного бизнеса даже с учетом льгот покрывает лишь стоимость привлеченных кредитов

Глава Аграрного союза Геннадий Новиков обращает внимание, что хоть ставка ФСН давно не пересматривалась, сегодня аграрии вынуждены платить дополнительно единый социальный взнос (ранее пенсионный сбор входил в ФСН). Поэтому, если к ставке налога добавить все платежи, которые вносятся сейчас, сумма превысит проиндексированную ставку налога. При этом он обращает внимание на рост цен на топливо, удобрения, электроэнергию, зарплаты. А закупочные цены на сельхозпродукцию, в частности на зерновые и масличные культуры, лишь уменьшаются.

Потому участники рынка замечают, что повышение платежей отразится на себестоимости продукции и прибыльности компаний, что станет серьезным ударом для малых и средних фермерских хозяйств.

Не согласны аграрии и с выводами Миндоходов о том, что льготы не способствуют росту темпов производства отрасли. Так, в УКАБ приводят данные, что, начиная с 1999-го по 2011 год благодаря налоговым льготам аграрии увеличили объемы сельхозпроизводства на 70%. С 2001-го по 2012-й объемы экспорта продукции АПК возросли почти в 10 раз — с $1,8 млрд до $17,9 млрд. При этом позитивное сальдо увеличилось с $700 млн до $10,4 млрд, или в 15 раз.

Удар по отрасли

Старший юрист МЮФ BEITEN BURKHARDT Зоя Милованова также считает, что аргументы Миндоходов не вполне справедливы. Аграрии в дополнение к ФСН платят теперь ЕСВ, потеряли право на возмещение НДС при экспорте зерновых, возмещение процентных ставок по кредитам не работает. «С точки зрения многих аграриев, они дают все больше, а получают все меньше», — говорит юрист. При этом она отмечает, что если развитие АПК не потеряло актуальности для государства, то стабильность и понятность законодательства так же важны, как и прямые финансовые преференции. А младший партнер АК IMG Partners Игорь Лынник замечает, что система налогообложения в АПК работает неправильно. Льготы не дали ничего для малого и среднего бизнеса, который создает больше всего рабочих мест в селе. В то же время введение 7% НДС для аграриев не уменьшит налоговую нагрузку на сельхозпредприятия. «Скорее всего эти манипуляции приведут к подорожанию сельскохозяйственной продукции», — комментирует он.

По словам юриста ЮФ «Инюрполис» Марины Братух, намерение правительства ликвидировать существующие налоговые льготы для сельхозпроизводителей не должно быть реализовано в ближайшее время. Поскольку отмена льгот, направленная на увеличение доходов госбюджета, может иметь обратный эффект. Результаты такой «налоговой оптимизации» приведут к негативным последствиям в аграрной сфере и практически полной остановке мелкого и среднего сельскохозяйственного производства.

Спешка неуместна

В данном вопросе Миндоходов получило сильного оппонента — аграрное лобби. В парламенте уже зарегистрирован законопроект № 2959 о введении запрета до 1 января 2018 года на сокращение налоговых льгот сельхозпроизводителей. Именно через пять лет, согласно Налоговому кодексу, заканчивается льготный режим налогообложения аграриев НДС. Также рассматривается и возможность продления моратория на 10 лет. Законопроект поддерживают как провластные депутаты, так и оппозиционные. В пояснительной записке к документу сказано, что в 2005–2011 годах средняя рентабельность производства зерновых культур составляла 14,7%, а процентная ставка гривневого кредитования — 14,6%. То есть прибыльность аграрного бизнеса даже с учетом льгот покрывает лишь стоимость привлеченных кредитов. Отмена льготы по НДС приведет к сокращению рентабельности до 3–5%. При этом прямая господдержка аграрного сектора в 2013 году по сравнению с предыдущим годом снизится втрое — до 872 млн грн.

Партнер ЮФ «ОМП» Николай Орлов считает, что льготы сегодня абсолютно оправданны. Он замечает, что, во-первых, это чуть ли не единственная на сегодняшний день форма государственной поддержки сельского хозяйства. Большинство иных форм поддержки существуют только на бумаге, в отличие от поддержки аграриев в соседних странах. Во-вторых, данные льготы предоставляют сельским хозяйствам возможность финансирования своей деятельности при практическом отсутствии у большинства из них доступа к финансированию на приемлемых условиях. «Процентные ставки, думаю, не стоит рассматривать как приемлемые», — говорит он. Марина Братух также отмечает, что сегодня финансовое состояние сельхозпроизводителей напрямую зависит от возможности использования налоговых льгот. Например, только лишь за счет применения налоговых льгот по НДС формируется около 9% финансовых ресурсов украинских аграриев.

«В случае если в результате реформ ставка ФСН будет значительно увеличена, а НДС установят в 7%, аграрии будут вынуждены перейти на общую систему налогообложения или уйти в теневой рынок, чтобы как-то существовать», — считает юрист.

Впрочем, сам предложенный народными избранниками подход к обеспечению гарантий соблюдения действующих норм НК сомнителен. Ведь норма о запрете отмены льгот вносится в тот же кодекс, где эти льготы и прописаны. А потому никто не запрещает с отменой льгот отменить и «гарантийную» норму. «Данное положение не имеет никакого смысла, поскольку может быть изменено любым иным более поздним законом, а правило по поводу сроков внесения изменений в законодательные акты, касающиеся налогообложения, у нас традиционно игнорируются всеми ветвями власти», — рассказывает Николай Орлов.

Цифра на цифру

 

По данным Миндоходов

- Благодаря льготе по НДС в 2012 году у сельхозпроизводителей осталось 14,732 млрд грн

- Рост объемов сельхозпродукции с 2007-го не превышает 20% (кроме урожайных 2008-го и 2010 годов)

- Компенсация от переработчиков за мясо и молоко за счет НДС в прошлом году составила 1,077 млрд грн

По подсчетам УКАБ

- В случае отмены налоговых льгот сумма потерь аграриев достигнет 19 млрд грн

- Начиная с 1999-го по 2011 год благодаря налоговым льготам аграрии увеличили объемы сельхозпроизводства на 70%

- С 2001-го по 2012 год объемы экспорта продукции АПК возросли почти в 10 раз с $1,8 млрд до $17,9 млрд

 

Как нужно реформировать

Все же очевидно, что даже в случае введения моратория на отмену льгот в перспективе их необходимо реформировать. Зоя Милованова замечает, что система ФСН проста, но не предусматривает различий в зависимости от того, как именно используется земля. «С одной стороны, это неплохо, так как сферы деятельности, приносящие больший налог, несут наименьшую налоговую нагрузку. С другой стороны, это может вытеснять производства, имеющие стратегическое значение», — говорит юрист. По ее словам, дифференциация платежей ФСН неизбежна и рынку не повредит. А вот дифференцированные ставки НДС неэффективны, поскольку усложняют администрирование налога и создают возможность злоупотреблений. Игорь Лынник считает, что, учитывая многогранность форм хозяйствования в АПК (физические лица, личные крестьянские хозяйства, фермерские, кооперативы, крупные сельхозпредприятия, агрохолдинги) и отраслевые различия (растениеводство, животноводство, пищевая и перерабатывающая промышленность), взаимосвязи и зависимости между всеми, налоговые органы должны подходить к каждому индивидуально. По словам Марины Братух, налоговую реформу необходимо внедрять постепенно. Отмена налоговых льгот должна компенсироваться для аграриев внедрением системы дотаций с учетом международного опыта. В ЕС сельхозпроизводитель получает дотации от государства в размере около 500 EUR/га, что составляет от 30% до 60% общего дохода таких аграриев. В Украине соответствующий показатель составляет около 10%.

А Николай Орлов в ответ на упреки Миндоходов, мол, аграрные льготы используются для уклонения от уплаты налогов, говорит, что быстрее и легче можно разобраться с иными схемами (в частности конвертами) без того, чтобы кивать на сельское хозяйство. По его словам, любое обсуждение изменений налогообложения аграриев должно учитывать ряд ключевых моментов. Во-первых, это неготовность большинства агрофирм к усложнению налогового учета и отчетности. Во-вторых, экономическая и психологическая неготовность всего сектора и обслуживающих их организаций к финансовым потерям во времена, когда иному финансированию взяться будет неоткуда. В-третьих, полное непонимание госорганами цепочки взаимодействия между аграриями и крестьянами как собственниками большинства обрабатываемых земель, привязка текущих льгот к аренде земли. И, в-четвертых, — потребность в колоссальных инвестициях в сельское хозяйство, особенно в такие капиталоемкие его направления, как животноводство и садоводство с единственным источником инвестирования за счет налоговых льгот. Как результат эти направления могут быть окончательно утрачены при изменении в налогообложении.

Вы здесь:
вверх