логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Еда на вывоз Светлана АЛЕКСЕЕВА - «Контракты» №26-27 Июль 2013г.

Украинские аграрии готовы накормить третий мир


По словам аналитика зернового рынка ИА «АПК-Информ» Андрея Купченко, вообще в минувшем году за рубеж было вывезено рекордное количество зерновых и зернобобовых, семян масличных культур и продуктов их переработки (крупы, мука, комбикорма, шроты) — 35,2 млн т.

«На сегодняшний день украинский агропромышленный комплекс — это главная отрасль, позволяющая получать экспортную выручку. Каждая четвертая гривня от экспорта (25% — от общего объема. — Прим. ред.) поступает именно от реализации за границу аграрной продукции», — отмечает первый вице-премьер-министр Украины Сергей Арбузов.

Что везут экспортеры

Продукцию украинских аграриев покупают по всему миру — в пятерку главных импортеров входят Египет, Россия, Испания, Индия и Иран. Хитом продаж на зарубежных рынках считаются зерно, растительное масло, соя, рапс и отходы масложировой промышленности. Крупнейшими экспортерами являются отечественные компании: «Нибулон», «Кернел-Трейд», «Хлеб Инвестбуд» и др., а также представительства иностранных корпораций: «Каргилл», «Серна», «Сантрейд», «Альфред С.Топфер Интернешенл», «Луи Дрейфус», «Интертрейд Групп» и др.

Каждый второй литр подсолнечного масла на мировых рынках — родом из Украины

Уже сейчас по производству и продаже подсолнечного масла наша страна — безусловный лидер. Каждый второй литр на мировых рынках — родом из Украины. В 2012/2013 маркетинговом году (МГ) рассчитывают произвести 3,6 млн т подсолнечного масла, отправив на экспорт почти все — 3,25 млн т. Для внутреннего потребления украинцев оставшегося объема вполне достаточно.

Хотя Украина не является мировым лидером зернового рынка, однако в десятку самых крупных экспортеров входит. Продажа зерна за границу была и остается приоритетным направлением украинского бизнеса. По информации Межведомственной комиссии при Минэкономразвития, в 2012/2013 МГ на экспорт будет продано 24,4 млн т. Прежде всего это зерно кукурузы — ее доля в общей структуре экспорта зерновых культур составляет почти 60%. На втором месте — пшеница, на третьем — ячмень. За 2012/2013 маркетинговый год уже экспортировано 21,5 млн т зерновых.

К новым культурам, которые позволили нам существенно увеличить объемы аграрного экспорта, относится соя. Если в 1999-м ее урожай составлял лишь 45 тыс. т, то уже в прошлом году было собрано 2,4 млн т сои, за счет чего Украина вошла в десятку крупнейших мировых производителей и экспортеров этой культуры.

Что касается сахара, то наша страна давно уже потеряла основные его рынки сбыта за рубежом. Себестоимость сахара из свеклы дороже, чем производство из сахарного тростника. Пока приходится искать любителей «песочка» в Украине, производители подсчитывают свои убытки и начинают закрывать или выставлять на продажу сахарные заводы.

Проблемы с ростом

В перспективе Украина рассчитывает стать резервным продовольственным фондом зерновых для FAO (под эгидой Всемирной продовольственной программы и Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН). Но директор по продажам Ukrainian Agriculture Holding AG Андрей Друзяка убежден, что инфраструктура отечественного зернового рынка не сможет выдержать растущую нагрузку. «Каждый этап из инфраструктурной цепочки, будь то хранение, транспортировка, перевалка в порту, является слабым звеном», — рассказывает он.

Активизация экспорта выдвигает на первый план проблемы, связанные с обеспечением ритмичности поставок в объемах. По оценке аналитика Центра транспортных стратегий Андрея Товстопята, суммарная реальная мощность по перевалке зерна в морских портах Украины составляет порядка 3,3 млн т в месяц (39,3 млн т в год). Но как только экспорт вплотную приближается к таким значениям (как, например, в октябре–декабре 2012 года), тут же возникают серьезные перебои с поставками вагонов-зерновозов. На бумаге рабочий парк «Укрзализниці» составляет 10 250 зерновозов (вагонов-хопперов). По факту перевозка зерновых грузов в течение последнего маркетингового года осуществляется 8650 вагонами.

«В парке зерновозов эксплуатируется около 10% вагонов, построенных более тридцати лет назад, еще 60% хопперов находятся в эксплуатации по 25–30 лет. В ближайшие пять-семь лет Украина потеряет 70% зерновозов — и в 2017/2018 маркетинговом году мы имеем все шансы войти с парком зерновозов в 2,6–3,1 тыс. единиц», — отмечает Андрей Друзяка.

Приобретать же хопперы за счет собственных средств ни зернотрейдеры, ни агрохолдинги не желают. При цене свыше $80 тыс. и сроках окупаемости в 15–20 лет инвесторам с точки зрения финансовой эффективности бизнеса подобные вложения не интересны.

Крупные латифундисты самостоятельно ищут пути выхода из инфраструктурного коллапса. Пока одни (к примеру, «Кернел», «Мрия Агрохолдинг») скупают земли в портах и строят на них свои элеваторы, надеясь, что это позволит им снизить зависимость от железнодорожного транспорта, другие (HarvEast Holding) создают собственные транспортные подразделения, а третьи («Нибулон») делают ставку на речные терминалы и доставку сельхозпродукции до порта по реке.

Вы здесь:
вверх