логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Плюс калифорнификация всей страны Сергей ГЕТУН - «Контракты» №26-27 Июль 2013г.

Самый главный электромобиль, новый Стив Джобс и проблема выбора — быстро или бесплатно


Недавно произошло событие необычное, знаковое и, можно сказать, воодушевляющее. Компания, производящая исключительно электромобили, впервые в истории получила прибыль, рассчиталась с долгами, а ее акции подорожали за пару месяцев в три раза, принеся инвесторам гигантскую прибыль и подняв капитализацию примерно до $12 млрд. Для сравнения: это пятая часть Ford Motor Company.

Речь о небольшом — ха-ха! — американском стартапе Tesla. Сначала они переделывали на электрический манер родстеры Lotus, то есть занимались приблизительно тем же, чем занимаются по всему миру сотни мастерских, прокачивающих электрическими мышцами уже готовые шасси. Однако в 2009 году компания показала собственную разработку — концепт-кар того, что теперь называется Tesla Model S. Этот автомобиль менее чем за год продаж и поднял волну, на гребне которой оказалась Tesla Motors.

Здесь, наверное, самое время мне рассказать об этом автомобиле, а вам почувствовать, как его начинает хотеться заметно сильнее, чем iPhone 5.

Ого!

Итак, привод — задний, развесовка по осям — 50:50, центр тяжести — очень низкий. Максимальная мощность — 422 л. с.

Иными словами, Tesla Model S — это, мягко говоря, BMW отличная драйверская машина, чем, впрочем, отнюдь не исчерпываются ее достоинства.

Если вы сядете за руль... О, Боже, да это же мега-iPad! На фотографиях это выглядит не так эффектно, как вживую. Что бы вы ни представили, на самом деле 17-дюймовый планшет справа производит более сильное впечатление. Да и вообще салон, несмотря на футуристичную эргономику приборной панели, просто шикарен. Кстати, в этом автомобиле 5+2 мест. И два багажника — спереди и сзади. Ну, а что?! Электромотору-то места нужно совсем чуть-чуть, поэтому сзади под полом поместились два дополнительных раскладных кресла. Расположены они, правда, в обратную сторону.

Ого-го!

Что еще? Tesla развернула в США сеть заправок Tesla Supercharger, которая к концу следующего года должна покрыть 98% территории страны. Покрытием считается расстояние 320 км — именно столько может проехать Model S после 20-минутной подзарядки на фирменной станции. Машину можно заряжать и от обычной сети, скажем, дома. Фирменные заправки (зарядки?) нужны для того, чтобы можно было либо заменить батареи на новые за 90 секунд (!) (это обойдется в сумму, эквивалентную стоимости 56 л* бензина, и позволит иметь запас хода до 480 км), либо дозарядить за 20 минут свои батареи за — па-бам! — бесплатно.

То есть владелец Model S может, в принципе, и не платить никогда за энергию, если будет заряжаться только на Tesla Supercharger. Условие пожизненное. На самом деле в солнечной Калифорнии свести стоимость подзарядки автомобиля к нулю позволит и установка дома солнечных батарей, плюс у них там действуют пониженные ночные тарифы на электроэнергию. Да и без всех этих ухищрений цена километра пробега электромобиля меньше обычной в 5–10 раз.

* Средний размер бензобака в США.

Как вы понимаете, на моторное масло, топливные и масляные фильтры и т. п. тоже тратиться не надо. Помимо этого есть еще куча плюшек от государства. Например, «чистые» автомобили имеют право ездить по карпулам в объезд пробок — это такие дополнительные полосы, по которым можно ехать, только если в автомобиле два человека или больше, — кроме того, государство компенсирует $7500 за покупку машины без выхлопной трубы, плюс еще некоторые штаты выплачивают тем, кто приобретает такой автомобиль от $2500 до $4000.

Кстати, стоимость Model S стартует с $70 тыс. Дорого, но ведь это действительно потрясающий люксовый автомобиль даже в самой минимальной комплектации — огромный панорамный люк, отличная отделка, видеокамеры, куча вкусной электроники, и я боюсь даже начинать перечислять, что может этот огромный планшет.

Да откуда они взялись?

Собственно, мы давно твердим, что первую настоящую популярность электромобилям принесут не самые добрые в мире привидения с электромоторчиком, а премиум-класс с замашками суперкаров.

Кстати, знаете кто отцы-основатели этого милого старт-апчика?

— Парень в бронированном костюме, а снять — кто ты без него?

— Э-э.. Гений, миллиардер, плейбой, филантроп.

Беседа Стива Роджерса и Тони Старка из фильма «Мстители»

Главное лицо стартапа — Элон Маск. Его уже называют новым Стивом Джобсом. Только он круче. Это американский инженер, предприниматель, миллиардер и основатель SpaceX. Если вы не слышали, SpaceX — это компания, которая делает ракеты, существенно удешевляющие доставку килограмма груза на орбиту, и, чесно говоря, эта задача куда более дерзкая, чем производство окупающих себя электромобилей. А до этого Элон Маск был соучредителем платежной системы PayPal, если вам интересно, откуда у него «первый миллиард». Еще парочка колоритных инвесторов компании: Ларри Пейдж и Сергей Брин — (основатели Google), а также Джефри Сколл (основатель и президент eBay).

Естественно, это тоже добавляет яркости культовому сиянию имиджа марки, ведь каждый из этих парней — почти современный Тесла.

Сеанс разоблачения

А теперь жестокая правда. Мы вас обманули. Нет никакой компании Tesla, и машин таких тоже нет...

Шутка! Машины есть, компания есть, заправки есть, и все работает на самом деле. Только вот с прибылью все не так гладко. Нет, мы и здесь вас не обманули. Tesla Motors действительно продала за первый квартал 2013 года 4900 своих Model S, досрочно вернула государству кредит $451,8 млн, полученный в 2010-м, и констатировала прибыль $11,2 млн. Что действительно спровоцировало ажиотажный рост акций, потому что это звучит как чудо в мире, в котором никто из производителей электрокаров не может и мечтать о прибыли от продажи своих машин. А смельчаки, отважившиеся разворачивать сети электрозаправок (Вот глупое слово. Ну, сеть зарядок же! Ладно, пусть пока будет, как во времена, когда еще не нашлось слово для машины, и поэтому были только «безлошадные телеги».), — увы! — банкротятся. Так обанкротился израильский проект Better Place, уверенно освоивший $850 млн инвестиций в свою сеть плагин-станций подзарядки (Вот! Нашлось определение — «станции подзарядки».)

 

С мощностью нужно быть аккуратным, потому что мощность электромобиля существенно зависит от мощности его батарей, поэтому лучше обратимся к более очевидному — динамике. Model S продается в трех вариантах: с батареями 60 кВт•ч, 85 кВт•ч и... 85 кВт•ч performance, что бы это ни значило. В минимальном варианте разгон до 97 км/ч* составляет 5,4 с, в максимальном — 3,9 с. Драг-рейс на четверть мили (400 метров) с места на полных батареях — стабильные 12,4 с, а на частично разряженных (после проезда 125 км по автобану) — стабильные 12,7 с. Это рекорд для серийных электромобилей и очень неплохо по меркам автомобилей за эту цену вообще.

* Американцы замеряют разгон до 60 миль/ч.

Но при ближайшем рассмот­рении оказывается, что отчетность Tesla Motors дутая, убытки скоро вернутся, а за успех Элана Моска, владеющего четвертью акций, и его друзей платят прямые конкуренты и американский бюджет. С космической точки зрения в этом, конечно, нет ничего плохого, ведь команда Мстителей Tesla Motors выполняет функции спецназа в блицкриге по захвату будущего. Причем будущего, несомненно, прекрасного (кто в этом сомневается, пусть перечитает строки о том, что за машины делает Tesla Motors).

Но для полноты картины вы все же имеете право знать, что помимо собственно продаж машин и уже упомянутых субсидий государства, которые (субсидии) являются приятной, но все же мелочью в гармонии успеха амбициозного стартапа, есть и «теневая» сторона бизнеса Tesla Motors — торговля эмиссионными «кредитами».

Схему придумали власти Калифорнии, и не надо кричать, что при Терминаторе такого не было! и состоит она в том, что если производитель не поставляет в штат определенное количество «чистых» автомобилей, то за каждый «грязный» ему начисляется штраф. Изначально каждая компания получает некий эмиссионный «кредит» от штата, при превышении которого приходится платить реальные деньги. Поскольку Tesla Motors вообще не производит машин с ненулевым выхлопом, то ее эмиссионный «кредит» не тратится, а значит, может быть продан другим компаниям. Только за первый квартал 2013 года выручка от таких платежей составила $68 млн. Если бы этих денег не было, прибыль сменилась бы убытком в $57 млн (порядка $11,6 тыс. на каждую проданную машину).

Печально, но даже по словам Элана Моска эмиссионная прибыль упадет до нуля уже к четвертому кварталу 2013 года, а объем производства останется прежним. То есть, скорее всего, 2013-й станет очередным убыточным годом и для Tesla Motors, а будущее опять пока не наступит.

Но оно все равно уже рядом. И на ощущении его близости Tesla Motors легко собрала примерно миллиард свежих инвестиций, продолжает подготовку к старту продаж в следующем году своего кроссовера Model X и уже анонсировала выпуск в 2016 году некой пока таинственной, но уже известно, что бюджетной модели.

Вы здесь:
вверх