логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Киев станет другим Мария КЛИМОВА - «Контракты» №41-42 Октябрь 2013г.

Почему бы не сделать Киев таким же удобным, как Мюнхен


Глава правления — президент ПАО «ХК «Киевгорстрой» Игорь Кушнир рассказал Контрактам о том, что: за 58 лет работы компанией построено 44 млн кв. м; новый Генплан — это уникальная возможность для частных инвесторов; бюрократическая машина сильно тормозит развитие отрасли и приход инвестиций.

Какими вы видите идеальные отношения города и девелопера?

— Рабочими. Такими они были, есть и будут. По крайней мере, у холдинговой компании «Киевгорстрой». Без преувеличения, наша компания — главный застройщик столицы, мы возводим дома и объекты социальной инфраструктуры более полувека. Фактически 70% Киева построено Киевгорстроем.

80% акций Киевгорстроя принадлежит Киевской городской общине. Мы — градообразующее предприятие, поэтому в любом вопросе всегда находим взаимопонимание с городом. Если ему нужно помочь, скажем, вовремя сдать школу или теплотрассу, на которую в бюджете нет денег, мы помогали их достраивать за свои деньги. К слову, в тесной связке всегда сотрудничали Владимир Поляченко и Александр Омельченко. И если вы знаете, именно этот период в развитии Киева и строительного рынка называют золотым. Поэтому диалог с городом у нас всегда конструктивный и продуктивный.

Тесно сотрудничаем мы и с отраслевыми городскими департаментами, с главным архитектором Сергеем Целовальником. Да, иногда спорим, доказывая друг другу правильность именно такого решения, а не другого. Но это споры профессионалов, они на благо отрасли и ее развития.

Что касается перспектив развития отношений «город — девелопер», думаю, необходимо упрощать процесс получения потенциальным инвестором необходимых документов и разрешений на ведение строительно-монтажных работ. Что сильно тормозит развитие отрасли и приход инвестиций? Наша бюрократическая машина, которая со времен «совка» никак себя не изживет. Приходит инвестор, который хочет заниматься строительством в Киеве, но не может получить полный пакет документов, поскольку у столицы то Генплана нет, то детальных планов территорий. При этом украинские инвесторы часто не горят желанием прийти на площадку и попытаться разгрести все. Зато все хотят, чтобы сразу было 1000% прибыли. Вы знаете, какая прибыль у девелоперов в Англии? 2%. Иностранный инвестор приходит к нам только тогда, когда изучит все досконально и решит, что ему это выгодно — вот государственный акт, вот цена, вот гарантии…

У Киева появился новый Генплан. Какие у него достоинства/недостатки?

— Уже то, что появился такой документ, говорит о желании властей улучшить город. Сделать его удобным для проживания. Да, сейчас Киев более удобный, чем Москва, но хочется, чтобы он был таким же удобным как, например, Мюнхен, где большое внимание уделяется культурному и историческому наследию, а люди уважают друг друга.

Фактически 70% Киева построено Киевгорстроем

Основная задача Генплана — обеспечить коридор возможностей развития города. То есть в документе заложены направления развития, зарезервированы территории, которые в дальнейшем будут застраиваться, предусмотрены инженерные решения, которые обеспечат это развитие. В нем продуманы комфортные места для молодежи, пенсионеров, родителей с детьми. Появится больше пешеходных маршрутов, указателей, велодорожек и парковок. Одна из главных задач Генплана — не допустить разрушения историко-архитектурного наследия Киева. Поэтому введен запрет на любое строительство в историко-архитектурных заповедниках «Киево-Печерская лавра» и «София Киевская». В центре города застройку ограничат 16-ю этажами, на Подоле — пятью. Подол вообще станет другим — пешеходным. Маршрут называется «Киев самобытный», он охватывает территорию исторического Подола от Колонны Магдебургского права, которую недавно отреставрировал Киевгорстрой, до Верхнего и Нижнего Валов, от Днепровской набережной — до Андреевского спуска.

Важно отметить, что в Генплане исключены все скандальные участки, которые ранее были отведены под строительство. Жилье будут строить на Правом берегу, на Теремках, что позволит уменьшить трафик со спальных районов через Днепр. А вот на Левом берегу появятся бизнес-кварталы, главным из которых станет «Киев-Сити» на Княжем Затоне.

Я строитель, практик, поэтому, анализируя новый Генплан, могу сказать, что ничего невозможного в нем нет. Все новации направлены на развитие города, в котором не будет пробок, будет много парков и скверов и жить в нем будет уютно и удобно.

На реализацию нового Генплана нужно порядка 500 млрд грн при годовом бюджете столицы 18 млрд грн. Как вы считаете, по силам ли реализовать эти планы?

— Финансирование — самый сложный вопрос. Любую идею, даже самую невероятную, можно воплотить в жизнь при наличии денег. Я считаю, что реализация нового Генплана — это уникальная возможность для частных инвесторов в ближайшие пять-десять лет построить бизнес на перспективных земельных участках. Второй раз такая возможность может появиться не скоро. Весь комплекс мероприятий рассчитан на 15 лет. Ориентировочная сумма — 500 млрд грн. На первую пятилетку необходимо 120 млрд грн. Вы прекрасно понимаете, что такого объема финансирования в столице никогда не было и не будет. Вот поэтому тем, кто видит себя в бизнесе, кто хочет зарабатывать и развивать город, важно не упустить шанс включиться в реализацию Генплана.

Должен ли центр столицы быть жилым или стоит переформатировать эту часть Киева исключительно в деловой центр?

— Одно не исключает другого. Мировая практика показывает, что столица крупных европейских государств в своей центральной части имеет и жилые здания, и крупные деловые офисные центры. Важнее другое. Застройка центральной части города должна производиться на основании разработанной концепции и строго в соответствии с Генеральным планом застройки. Киев — город с уникальной архитектурой и ландшафтом. Поэтому любые здания в центральной части столицы должны своим архитектурным обликом усиливать ее неповторимость.

А как вы оцениваете возможность переноса деловой активности из центра города на окраины? Каковы плюсы и минусы такого подхода?

— «Киев-Сити», по моему мнению, должен стать штаб-квартирой для ведущих международных компаний. Для его строительства определили первый микрорайон Позняков-Западных. Это место уже было исследовано одной из ведущих иностранных компаний, они дали заключение по пяти площадкам, что строить можно. Место хорошее, можно сказать, уникальное — рядом две станции метро, магистраль на Борисполь, Днепр, набережная, мост.

В Киеве исторически сформировалась диспропорция: на Левом берегу проживает более 1 млн человек. Но здесь находятся лишь 18% общегородских мест трудоустройства, что не дает людям возможности для самореализации. Если на работу нужно добираться на Правый берег, это занимает в среднем 1,5 часа. Поэтому до 2025 года на Левом берегу столицы предусмотрено строительство пяти-шести бизнес-центров. Нужно функционально сбалансировать районы. Например, если треть населения Киева проживает на Левом берегу, то торговые центры и другие объекты инфраструктуры должны располагаться рядом с людьми. Столица должна максимально приблизиться к определению «город пешеходной досягаемости». Это не только удобно, это полезно для здоровья.

Вы знаете, какая прибыль у девелоперов в Англии? 2%

Какая часть Генплана может быть интересна для инвесторов, а какая должна быть реализована за бюджетные деньги?

— Понимаете, Генплан города должен определить вектор развития территорий. Это позволит инвестору не только решить, в какой проект будет уместно инвестировать на той или иной территории, но и просчитать его экономическую и социальную выгоду. А городская власть, в свою очередь, должна создавать условия для развития городских территорий. Думаю, что 70% должны составлять частные инвестиции. Еще раз подчеркиваю, это шанс для потенциальных бизнесменов, это возможность начать свое дело, и зарабатывать, и город развивать. Есть объекты — детсады, школы, больницы и т. д., которые однозначно должны строиться за бюджетные деньги. Во всех остальных случаях — непаханое поле возможностей для тех, кто хочет и может.

Как нужно решать в столице и других украинских мегаполисах проблему парковок?

— В этом вопросе должна быть жесткая городская политика. Городские парковки нужны там, где есть пересадочные узлы, чтобы люди могли пересаживаться на общественный транспорт, например, добираясь из пригорода. Скажем, вы живете в Буче, а работаете в Киеве. На машине по пробкам вы будете ехать на работу очень долго. Другое дело — метро. Но где оставить машину, чтобы вечером она была в целости и сохранности? Поэтому в таких местах обязательно должны быть городские охраняемые парковки. И финансирование их строительства должен брать на себя город.

Новым Генпланом прописана ликвидация автовокзалов «Центральный» и «Южный». Маршруты с этих автостанций перенесут на новый автовокзал на Теремках. Это очень правильное решение. Подъезд к автовокзалу на Московской площади неудобный, большие автобусы мешают потоку машин, чем создают заторы и тянучки.

Насколько интересны сегодня проекты по реконструкции старых жилых кварталов?

— До тех пор пока не будет разработан и утвержден законопроект о реконструкции старых кварталов, не будет разработан сам механизм реконструкции, не будет создан маневренный фонд для отселения людей, не будут определены объемы компенсации, коэффициенты увеличения жилплощади, вопросы расселения и многое другое, — говорить об интересности или неинтересности проекта рано. Александр Павлович (Попов. — Прим. ред.) вскользь на одном из рабочих совещаний предложил Киевгорстрою реконструировать старый жилой фонд на Подоле. Но на основании каких документов мы могли бы это сделать? Сначала нужно проработать весь механизм на бумаге, а уже потом считать рентабельность и приступать к его реализации. Вот, например, спрашивает меня старик-охранник, а куда будут переселять? А если я не хочу? Кто даст гарантии, что отселение временное? В каком состоянии получит человек новую квартиру? Если без ремонта, то есть ли у него возможность сделать этот ремонт? Особенно у пенсионеров, а именно они и живут в старых квартирах. Согласно коэффициенту увеличения жилплощади, новое жилье будет больше по площади, как тогда платить за него из небольшой пенсии? На эти вопросы пока нет ответов.

То, что старые кварталы нужно модернизировать, а старые дома реконструировать — однозначно. Но важно в этой инициативе не наломать дров на самом старте. Не подорвать доверие людей.

Вы здесь:
вверх