логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Прежде всего — компромисс! Мария КЛИМОВА - «Контракты» №48-49 Декабрь 2013г.

Председатель наблюдательного совета ПрАТ «Украинская пожарно-страховая компания», член Координационного совета МТСБУ Александр Михайлов о необходимости разумного контроля рынка ОСАГО


Рынок ОСАГО (Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) — почти единственный сектор страхования, который демонстрирует рост объема премий. За первое полугодие нынешнего года страховые компании продали 4,4 млн полисов, увеличив продажи на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го.

В то же время этот сегмент рынка остается одним из немногих сегментов, где со значительной степенью свободы осуществляется взаимодействие физических и юридических лиц со страховыми компаниями и где влияние административных факторов не столь уж велико. Вполне естественно, что именно ОСАГО всегда вызывало повышенный интерес как со стороны общества, так и со стороны различных проверяющих органов.

Имидж прежде всего

Cтепень доверия между клиентами и страховщиками в определяющей мере зависит от гарантии полноты и сроков осуществления страховых возмещений. Жалобы страхователей на какие-либо ухищрения страховщиков влияют не только на имидж конкретной страховой компании, а на страховой рынок в целом. Ясно, что абсолютно без жалоб работать невозможно в силу ряда факторов (фальсификация страховых случаев и вызвавших их обстоятельств и т. д.), но если количество жалоб превышает какую-либо разумную величину, к примеру, 4–5% от количества проданных полисов, то это уже тревожно.

К сожалению, еще в прошлом году Президиум МТСБУ самораспустился и, как следствие, оперативно принимать решения по подобным вопросам некому. Поэтому судить о фактическом запасе прочности рынка ОСАГО достаточно сложно. Но, опираясь на свой 22-летний опыт работы в страховании, смею утверждать, что рынок ОСАГО сегодня находится в состоянии хрупкого, инерционного равновесия, и любые неосторожные шаги могут привести к крайне негативным последствиям для страхователей, страховщиков и в конечном счете для государственного бюджета.

Два дня или штраф

Срок внесения информации о договоре в базу данных МТСБУ — это чисто технический вопрос: если процесс заполнения займет 15 дней вместо двух, клиент никоим образом не пострадает

Но, по-видимому, хрупкость нынешнего состояния рынка недооценивают. Так, существует норма Закона «О страховании», согласно которой каждый страховщик после заключения договора страхования обязан внести в централизованную базу данных информацию об этом договоре. В 2010 году Нацкомфинуслуг определила срок подачи данных — два дня. Большинство компаний эту норму выполнить физически не в состоянии — просто не хватает операционистов для того, чтобы внести весь объем полисов в базу в течение двух рабочих дней. Расширять же штат только ради того, чтобы выполнить это требование, просто нерентабельно и обязательно скажется на стоимости страховых услуг. Об этом, в частности, свидетельствуют данные письма, подписанного и. о. генерального директора МТСБУ Вадимом Загребным: менее 1% полисов своевременно попадают в централизованную базу данных. На мой взгляд, срок внесения информации о договоре в базу данных МТСБУ — это чисто технический вопрос: если процесс заполнения займет 15 дней, клиент никоим образом не пострадает, а жизнь страховщика станет существенно легче. Страховые случаи практически не наступают в двухдневный период после покупки полиса, и даже если он произошел, обстоятельства страхового случая только начинают изучаться и пока еще нет повода писать жалобу на страховщика.

Сегодня же реальность оказалась таковой, что регулятор рынка финансовых услуг начал проводить проверки некоторых страховых компаний, акцентируя внимание именно на своевременности наполнения базы МТСБУ (насколько компании уложились в двухдневный срок). Я считаю, что нужно до конца прояснить ситуацию, что же на самом деле необходимо делать для того, чтобы защитить клиентов. В частности, вопрос срочности заполнения базы данных сам собой утратит актуальность, как только будет внедрен электронный полис. Приложу все усилия, чтобы Координационный совет МТСБУ в конце концов принял взвешенное решение по этому вопросу. Что же касается санкций к нарушителям, то хочется верить, что они не будут чрезмерными, поскольку могут крайне негативно отразиться на финансовом состоянии и платежеспособности не только проверяемых компаний, но и страхового рынка в целом, а также нанести существенный урон фондам МТСБУ.

Вы здесь:
вверх