логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Благотворительность как общественная ценность Анна ГУЛЕВСКАЯ-ЧЕРНЫШ, директор Украинского форума благотворителей - «Контракты» №48-49 Декабрь 2013г.

Если государственные органы не могут помочь в развитии благотворительного движения в Украине, было бы хорошо, чтобы и не мешали


В первых числах декабря британская благотворительная организация Charity Aid Foundation опубликовала Всемирный рейтинг благотворительности, в котором Украина заняла 102-е место.

Это самый высокий показатель нашей страны за четырехлетнюю историю проекта. Опубликованный Всемирный рейтинг благотворительности отображает состояние благотворительности в мире за 2012 год.

По сравнению с результатами прошлогоднего отчета отечественная благотворительность сместилась с 111-й позиции на 102-ю. Основной причиной улучшения результата стал значительный рост баллов по одному из трех показателей рейтинга — волонтерская деятельность. По этой шкале в 2012 году Украина переместилась с 56-го места на 26-е. Почему именно такой скачок? Ответ очень прост — Евро­2012. Именно это событие обусловило появление огромного количества волонтеров, которые после проведения чемпионата пытались реализовать себя и в других волонтерских инициативах. Кроме того, улучшился показатель финансовой поддержки благотворительных инициатив — с 130-й позиции мы переместились на 125-ю. Именно изменение этих двух показателей и способствовало улучшению общего результата.

Тем не менее, глядя на эти цифры, отечественные эксперты начинают задумываться над результатами следующего года. Ведь события, произошедшие в этом году в области законодательного обеспечения благотворительной деятельности, не сулят ничего хорошего.

Как зарегулировать благотворителей

В начале июня этого года Министерство юстиции Украины разместило драфт законопроекта об изменениях в Закон Украины «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», который предусматривал введение нотариального удостоверения каждого благотворительного пожертвования, превышавшего размер 850 грн. Данный законопроект встретил большое сопротивление в среде благотворителей, ведь его принятие несло угрозу значительного уменьшения объемов благотворительных пожертвований. Осознав возможные последствия законопроекта, парламентский комитет по вопросам культуры и духовности единогласно отклонил его. В то же время законопроект до сих пор остается в стенах парламента, ведь Кабинет министров, несмотря на все обращения украинских и международных экспертов, так и не сподобился его отозвать. А значит, до сих пор существует потенциальная угроза его внесения в повестку дня Верховной Рады.

Хочешь сделать доброе дело — помочь финансово или собственным временем — сходи зарегистрируйся у нотариуса и получи лицензию в Минюсте

Пока эксперты были активно привлечены к защите благотворительности от новаций Минюста, Администрация президента подготовила другой сюрприз, вылившийся в указе от 2 сентября. Данным документом Министерству социальной политики Украины делегировали полномочия предоставления статуса волонтерских организаций или, другими словами, полномочия «лицензирования» деятельности волонтеров. В неудобном положении оказались как министерство, так и благотворители. Ведь ни критериев, ни условий, согласно которым министерство должно было бы определять волонтерские организации, никто не разработал, а общественные и благотворительные организации теперь не могут иметь волонтеров, поскольку у них нет статуса волонтерской организации. Указ не только «заморозил» официальную работу благотворительных учреждений с волонтерами, он еще и противоречит мировым стандартам волонтерской деятельности.

Предложенные правительством законодательные изменения приводят к ситуации, когда человек оказывается в условиях контроля собственной благотворительной деятельности: хочешь сделать доброе дело — помочь финансово или собственным временем — сходи зарегистрируйся у нотариуса и получи лицензию в Минюсте. Ситуация абсурдная, противоречащая самой природе благотворительности — ее добровольности.

Итак, пытаясь ввести дополнительное регулирование благотворительности, государство сознательно или не осознавая последствий, пытается ввести жесткие рамки, которые лишь уменьшат количество желающих делать добрые дела.

Как поощрить благотворителей

В противовес действиям украинских законотворцев можно привести пример того, как британское правительство вместе с сектором разработало и внедряет государственную стратегию развития благотворительности в стране — альма-матери мировой благотворительности.

«Мы признаем, что благотворительная помощь важна и нужна тем, кто ее предоставляет, и тем, кто ее получает. Наши благотворительные организации и фонды были бы не в состоянии выполнять свою колоссальную работу, если бы британский народ ежегодно не жертвовал на благотворительность более GBР10 млрд. Волонтеры работают неустанно, чтобы помочь нуждающимся и сделать наши общины сильнее. Благотворители получают удовлетворение от возможности изменить ситуацию к лучшему. Наше общество сильное благодаря выстроенным отношениям и доверию.

Несмотря на длительную историю государственных вмешательств в регулирование сектора благотворительности, пожертвования времени и денег остаются на низком уровне, а в секторе волонтерства наблюдается упадок. Мы не принимаем тот факт, что данная ситуация неизбежна. Мы считаем, что люди хотят сделать больше и могли бы сделать больше. Просто есть еще очень много препятствий, мешающих этому.

Мы считаем, что можем помочь изменить текущую ситуацию к лучшему. Наша цель — стимулировать постепенные изменения в оказании благотворительной помощи. Это долгосрочный проект, который требует нового подхода, основанного на полученных уроках. Правительству необходимо выстраивать более тесное сотрудничество с бизнесом и благотворительными организациями и фондами. Вместе мы должны сделать благотворительность более простой и привлекательной для людей, чтобы создать для них возможность осуществить те изменения, которые они хотят».

Именно этими тремя абзацами начиналось вступительное слово Френсиса Мода, министра Кабинета министров и главного казначея Великобритании, а также Ника Херда, министра по делам гражданского общества Великобритании, с которым они обратились к парламенту и нации в 2011 году, представляя первую в мире государственную Белую книгу благотворительности. Таким образом, в стране, которая заслуженно считается колыбелью мировой благотворительности, где первые частные благотворительные фонды появились во времена крестовых походов и продолжают работать до сих пор, публикуя отчеты о своем четырехсотом или пятисотом годе деятельности, а на государственном уровне уже много лет работает Комиссия по благотворительности, правительство два года назад публично признало недостаточность собственных усилий для стимулирования и поддержки развития благотворительного сектора.

И обществу был предложен план действий, согласованный со всеми участниками благотворительного процесса, который может способствовать более активному привлечению граждан к оказанию благотворительной помощи и волонтерству. Среди основных пунктов плана:

• введение новых налоговых льгот для частных и юридических лиц, предоставляющих благотворительную помощь;

• создание возможности сделать благотворительное пожертвование любой благотворительной организации с помощью системы государственных телефонных автоматов, расположенных по территории всей страны, а также запуска единой системы сбора благотворительных пожертвований на банковские карточки;

• создание нескольких специальных государственных фондов, направленных на поддержку развития новых инструментов привлечения общественности к благотворительности, поощрению волонтерства, развитию новых моделей оказания благотворительной помощи на уровне местных общин и т. д.;

• снижение государственного контроля за деятельностью благотворительных учреждений до уровня «здравого смысла», уменьшение бюрократии в благотворительной сфере.

Члены британского правительства хорошо осознают, что благотворительное пожертвование может осуществляться легко, а сама благотворительность должна быть привлекательна для людей. Также государственный план действий направлен на то, чтобы оказывать поддержку тем, кто занимается организацией и управлением в сфере благотворительности. И уже два года в стране активно проводятся реформы согласно обсужденному плану действий.

А потому очень бы хотелось порекомендовать членам нашего правительства учесть лучший мировой опыт. Ведь если бы они спросили экспертов, что сегодня мешает развитию благотворительности в Украине на законодательном уровне, то множества разных мнений не услышали бы: решение вопроса налога на доход физических лиц, который должны платить получатели благотворительной помощи; введение механизма благотворительных СМС-пожертвований, упорядочив соответствующую законодательную и налоговую базу; внедрение системы «банков продуктов питания». Это те базовые механизмы, которые позволяют благотворительности стать частью жизни каждого гражданина, а значит и всеобщей ценностью.

Вы здесь:
вверх