логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
  
Шалуны в науке Юлианна КОВАЛЕВСКАЯ - «Контракты» №9-10 Март 2013г.

Как выйти из декрета в свой бизнес и стать первооткрывателем в Украине научных шоу для детей


Последние десять лет в нашей стране актуальна тема осознанного родительства. Количество мам и пап, уделяющих особое внимание взращиванию и обучению отпрысков, продолжает расти. Родители с радостью готовы тратить время на разные развивающие методики, системы раннего развития. Благодаря повышенному спросу, предложений на рынке для дошкольников много, а вот уже школьникам — как повезет со школой. Для них ниша развивающих мероприятий пустовала еще три года назад. Новый для Украины образовательный продукт — научно-развлекательные шоу-программы для детей — первой предложила Мария Башлык.

Химичить или не химичить?

Сейчас лаборатория научных развлечений для детей и взрослых «Веселая наука» проводит около 100 мероприятий в месяц, имеет франчайзинг в Днепропетровске и Львове, а также почетное звание полуфиналистов шоу «Україна має талант — 4». Но в 2010 году Мария вообще сомневалась, стоит ли начинать: «У меня нет врожденной предпринимательской хватки. По образованию я психолог. В свое время бросила аспирантуру, работала в маркетинговых исследованиях рынка и не стремилась стать собственником бизнеса. Но однажды, увидев на «Фестивале науки» в Москве короткое промовыступление «Сумасшедшей науки», внутри что-то щелкнуло. Я поняла, что это то, чем я хочу заниматься, — популяризировать науку среди детей, провоцировать их на исследование этого мира и формировать моду на профессию ученого».

Около года, находясь в декрете, Мария изучала всех, кто работает в России и в мире на этом рынке, вникала в химию и физику, собирала и придумывала свои рецепты опытов, сценарии шоу-программ. А дальше был выбор: купить франшизу у известной канадской компании либо идти путем своих проб и ошибок. Но летом 2010-го грянула вторая волна кризиса, и стоимость франшизы стала неподъемной — вопрос решался в формате «быть или не быть». «Веселая наука» родилась благодаря поддержке мужа Марии, который, имея свой небольшой бизнес по доставке элитной мебели из России, за первые девять месяцев проекта вложил в него около 150 тыс. грн.

Первый опыт

Стартовать пришлось вообще с 5 тыс. грн. «Летом 2010-го в парке возле моего дома проходила благотворительная акция по сбору средств для маленькой онкобольной девочки, — вспоминает Мария. — Я предложила организаторам провести веселый химический урок. Мы с мужем за два дня придумали логотип, накупили колб и реактивов, забрендировали скатерть и халаты, напечатали флайеры. Я даже написала сценарий к научному шоу об освобождении страны от Змея Горыныча (так как само событие происходило в День независимости). Сюжет мало кто уловил, но формат мероприятия порвал всех присутствующих». Так о «Веселой науке» пошла первая молва.

Досье

 

Мария Башлык

Призвание: популяризировать науку

Образование: КНУ им. Тараса Шевченко, психология

Ее дело: «Веселая наука» — лаборатория научных развлечений для детей и взрослых, в которой сегодня разработано 12 праздничных сценариев для детей и взрослых, более 30 практических семинаров для младших школьников по физике, химии, биологии, географии, программа для летнего научного лагеря. В 2012 году у «Веселой науки» появилось два региональных представительства — во Львове и Днепропетровске. Программы «Веселой науки» проводятся на трех языках и адаптируются под любые условия проведения.

После этого Мария разработала тренинги по химии, физике, отобрала пятерых ребят-актеров, две недели обучала их проведению опытов и в результате зареклась проводить выступления без ученых. Первое время у детей от волнения тряслись руки. К «Веселой науке» подключились химики, физики, биологи. Сейчас команда из 13 человек укомплектована и научными специалистами, и актерами-аниматорами. «Представьте группу увлеченных взрослых людей, которые спорят до ночи о длине каждого отдела пищеварительного тракта с пересчетом на рост ребенка и подбирают для наглядности шланги нужного размера. Вообще мы работаем с реактивами, которые можно купить в обычном магазине. Есть много красивых опытов, которые мы хотели бы провести, но для них нужна, к примеру, серная кислота и другие опасные штуки. Мы такое не делаем и очень строго соблюдаем технику безопасности», — говорит Мария.

Развлечение и обучение

Сейчас «Веселая наука» зарабатывает за счет детских шоу-программ, научных семинаров, франчайзинга и продажи методических разработок. Их покупают летние детские лагеря и торговые центры с детскими зонами, чтобы их аниматоры тоже могли проводить научные шоу. «Почти каждые выходные мы выступаем в детских отделах торговых центров, также поступают заказы от ивент-агентств, организующих детские праздники, и родителей на дни рождения своих чад, — рассказывает Мария Башлык. — Мы уже были более чем в 160 школах Киева. Хочется, чтобы заказывали не только развлекательные шоу, но и учебные семинары — уроки на определенную тему в развлекательно-познавательной форме. Мы рассказываем теорию и тут же показываем детям научные эксперименты, проводим игры и викторины. Сейчас изучаем школьную программу и под нее готовим разные уроки. В дальнейшем хочу меньше заниматься развлечениями, хоть они и более прибыльны, а больше внимания уделять научным семинарам, расширить их тематику и для старшеклассников. Также в планах на будущее сделать свой интернет-магазин научных игрушек».

По словам Марии, рентабельность ее бизнеса — 10–30% в зависимости от сезона. Минимальная стоимость выезда команды на мероприятие клиента — 750 грн. Праздничные программы — от 1 тыс. грн до 2 тыс. грн за час. Цена зависит от темы выступления — затраты на проведение опытов с водой или воздухом гораздо дешевле, чем на опыты с жидким азотом или люминесценцией.

«Мы до сих пор инвестируем, потому что развиваем новые направления — семинары и театр «Веселой науки». Хотим, чтобы наши выступления были не просто шоу-набором зрелищных опытов, еще должна быть история с интересным сюжетом».

Вы здесь:
вверх