логин:    пароль: Регистрация
Вы здесь:
Подробное содержание выпуска ГVардия №5 / 2008
Правила менеджмента
Высокая репутация менеджера – это тоже бренд

По мере развития бизнеса все большее значение, определяющее успех компании, приобретает деловая репутация топ-менеджера. Способы ее оценки пока не дают однозначных результатов, но уровень репутации руководителя всегда нужно учитывать.

Если с оценкой деловой репутации компании многие эксперты сегодня более или менее определились, то с деловой репутацией топ-менеджера дела обстоят намного сложнее, ведь одной из главных характеристик его реноме является доверие. Репутация личности в бизнесе обуславливает рост доходов, и нередко среди ее атрибутов называют: честь, достоинство, имидж и образ.

Большинство методов оценки и способов повышения деловой репутации топ-менеджера отображают различные подходы определения реноме, что связано с личностными характеристиками руководителей высшего звена. Чаще всего в зарубежной практике используются методы качественной оценки деловой репутации топ-менеджера, которые в целом не дают точной оценки репутации. Поскольку их результаты показывают лишь некий образ того или иного топ-менеджера в головах экспертов, потребителей и респондентов. Такие оценки сводятся к тому, что представитель высшего звена имеет или высокую деловую репутацию, или наоборот низкую.

Если компания под руководством топ-менеджера демонстрирует хорошие финансовые показатели, ее товары и услуги пользуются высоким спросом, а сам он имеет высокую деловую активность (принимает участие в социально значимых для страны и компании проектах, влияет на развитие инфраструктуры того или иного рынка), то в этом случае многие эксперты фиксируют изменение деловой репутации данного лица в лучшую сторону

К качественному подходу оценки деловой репутации топ-менеджеров принято относить как экспертные мнения, так и метод социологических опросов. СМИ также довольно часто, руководствуясь собственными методиками и целевой читательской аудиторией, определяютперечень наиболее успешных и влиятельных топ-менеджеров или же составляют рейтинги(ренкинги) независимой профессиональной оценки представителей высшего звена.

Как показывают результаты проведенного нами исследования, деловой репутации конкретного топ-менеджера можно дать не только качественную, но и количественную оценку. Я бы назвал этот метод — методом дополнительного дохода, который имеет компания в случае продажи ее активов, определения рыночной стоимости акций, привлечения инвестиций. Инвесторы в первую очередь оценивают не стоимость компании и ее перспективы развития, а уровень топ-менеджера. Высокая деловая репутация руководителя любой бизнес-структуры помогает ее собственникам и сотрудникам извлекать больше средств по сравнению с теми компаниями, у руководства которых запятнанная репутация. То есть можно утверждать, что деловая репутация топ-менеджера в определенной степени является частью гудвилла компании (превышение покупной стоимости активов над их справедливой ценой). Разница между справедливой и балансовой стоимостью активов отечественных компаний может быть огромной, исходя из ситуации на рынке. Естественно, в условиях кризиса поддержать высокую репутацию представителей высшего звена совсем непросто. Новые собственники очень часто меняют топ-менеджеров. Однако руководитель с безупречной репутацией, как свидетельствует практика, даже при смене собственников остается у руля компании.

Автор 
Кризис здравого смысла

По роду своей деятельности я общаюсь с самыми успешными бизнесменами. Это собственники, топ-менеджеры и специалисты-профессионалы. Многих из них я знаю хорошо уже довольно много лет. И вот в последнее время меня все чаще удивляют те, кто, казалось, был понятен и чьи поступки были вполне предсказуемы. Некий собственник Сергей с серьезным видом рассматривает возможность выхода из большинства активов и закупки стратегических запасов «вискаря», чтобы пересидеть кризис на даче.

Некто Мыкола, очень разумный и успешный топ, сокращает половину из тех, кого пришлось бы сократить, окажись дела весной 2009 г. весьма плохими. Увольнение впрок, проще говоря. На момент написания статьи (ноябрь 2008) еще острого кризиса не было, но все его дружно зовут, как Снегурочку на детском утреннике. Из своего детства я не помню ни одного случая, когда внучка Дедушки Мороза не откликнулась бы на призывы…

Автор 
Правила менеджмента

Современный менеджмент — это не только эффективное управление, но и умение его оценить. Уменьшение в несколько раз показателя капитализации многих отечественных компаний в условиях кризиса — результат того, что их руководители вовремя не сумели оценить сильные и слабые стороны своих предприятий. Умение определять четкие цели, а также необходимые ресурсы для их достижения является главной составляющей характеристики успешного руководителя. Итоги нашего исследования свидетельствуют, что только те менеджеры имеют высокую репутацию, кто активно использует метод управления по целям, разработанный и успешно примененный гуру современного менеджмента Питером Друкером еще в 1950-х гг. В соответствии с этим методом менеджер должен привлекать большое количество сотрудников к стратегическому планированию. А это значит, что планы компании будут наиболее реальными и выполнимыми даже в сложных условиях.

Практика «разделяй и властвуй», скорее всего, изжила себя. Большинство участников рейтинга заявляют, что добились успеха во многом благодаря умению создать команду единомышленников.

Автор 
Личный вклад первого лица

У победы много родителей, поражение — круглая сирота, — начинает с пословицы генеральный директор компании «ТММ» Николай Толмачев и объясняет ход своих мыслей: Руководитель в ответе не только за победы, но и за все просчеты, ошибки в реализации стратегии компании». От личной репутации и действий главы компании, по его словам, напрямую зависит репутация предприятия: мы склонны доверять компании, если доверяем ее руководителю и положительно оцениваем его стиль управления. Стоит же ему сделать ошибку — это сразу отражается на восприятии компании.

Топ-менеджеры стали задумываться о репутации в начале 2000-х, когда впервые возник вопрос о привлечении зарубежных инвестиций. А всерьез, по словам генерального директора компании «Михайлов и Партнеры. Украина» Марины Стародубской, — только сейчас, в кризисной ситуации, когда оказалось, что украинскому рынку верили, только пока он рос. А когда наступил период коррекции и падающего тренда, выяснилось, что в украинские компании никто не верит, поскольку большинство из них росли не потому, что эффективно работали, а потому, что рос сам рынок. Если говорить о репутации руководителей определенных компаний, то в Украине это почему-то отдельная от бизнеса история. «Целенаправленно своей репутацией занимались лишь несколько руководителей, и то не всегда в привязке к бизнесу, — утверждает Марина Стародубская. — Опять-таки в кризисной ситуации вопрос доверия к первому лицу актуален как никогда, ввиду чего формирование репутации руководителя компании станет для многих в Украине приоритетом на 2009–2010 гг.».

В том, что репутация руководителя влияет на стоимость компании, не сомневается президент компании «Киевстар» Игорь Литовченко: «Достаточно вспомнить, скажем, влияние репутации Стива Джобса на стоимость Apple, Ричарда Бренсона — на Virgin... И таких примеров много».

В журналах печатается реклама, на которой хорошо узнаваемый в нашей стране г-н Литовченко вместе с топ-менеджерами компании — будто бы в процессе рабочего общения. На вопрос о связи макета с построением его личной репутации бизнесмен, рассмеявшись, отвечает: «На фото — реальный пример того, как мы работаем, как проходят совещания. Конечно, мы занимаемся серьезным делом, и так, как на снимке, бывает не всегда: фото — это все же художественное обобщение. Этот и другие снимки сделаны в рамках рекламной кампании по позиционированию «Киевстара» как лучшего работодателя Украины, и здесь, безусловно, задействованы разные составляющие репутации компании».

«Я также согласен с мнениями специалистов о том, что от имиджа и репутации руководителя практически неотделимы имидж и репутация компании. Открытость, положительная репутация первого лица обеспечивают более высокий уровень узнаваемости компании, а также формируют доверие к ней», — говорит председатель совета директоров компании «XXI Век» Лев Парцхаладзе. Он целенаправленно работает над построением личной репутации с начала 2000-х, то есть практически после того, как начал развиваться его девелоперский бизнес.

«Публичность руководителя девелоперской компании, выступления перед общественностью и появления в прессе дают рынку целый ряд положительных сигналов», — объясняет директор по корпоративным коммуникациям компании «XXI Век» Дмитрий Васильев. В частности, сигнал об открытости и надежности бизнеса (слова о работе компании, неоднократно сказанные в различных СМИ либо в ходе публичных мероприятий, сложно взять назад, а значит, первое лицо несет ответственность за то, что придает огласке), а также о масштабности бизнеса (раз компания регулярно присутствует в информационном пространстве, следовательно, бизнес развивается). Еще один сигнал о том, что компания не боится интереса к себе (предприятие, грамотно и регулярно ведущее информационную работу, рано или поздно заинтересовывает властей, и если в дальнейшем оно продемонстрирует открытость, работать с властями ему будет намного проще). И, наконец, что компания открыта к налаживанию партнерских отношений.

Недавно Лев Парцхаладзе провел в Киеве трехчасовой мастер-класс для собственников малого и среднего бизнеса. И хотя билеты стоили EUR149–189, смешно допустить, что бизнесмен, откликнувшийся на предложение компании-организатора и, говорят, очень серьезно готовившийся к этому событию, мог заинтересоваться гонораром от выступления.

Подробнее читайте в «ГVардии руководителей 2008»

Автор 
Основной рейтинг
Основной рейтинг

Рейтинговый журнал «ГVардия» совместно с Экспертным советом издания на основании анкетирования респондентов (топ-менеджеров ключевых отраслей экономики) и независимых оценок членов Экспертного совета оценил профессионализм самых успешных руководителей лучших компаний Украины. Мы рады представить нашим читателям лучших из лучших и самых успешных руководителей страны.

В основе составления рейтинга лежит системный интегрированный подход к оцениванию, учитывающий все составляющие репутации и профессионализма руководителя: эффективность управления, конкурентоспособность и качество продуктов, коммуникабельность, уровень социальной ответственности и деловой репутации.

С целью повышения объективности данного рейтинга впервые в Украине методология и методика рейтинга «ГVардия руководителей-2008» были согласованы с ведущими экспертами Украины в сфере экономики и представителями деловой общественности.

Проходной суммарный бал, который позволил аналитической службе журнала включить главу компании в список 250 самых успешных руководителей рейтинга, превышает 60 баллов из 100 возможных.

Результаты данного рейтинга частично корреспондируются со сложившейся ситуацией в экономике — лидерами признаны руководители тех компаний, которых в меньшей степени коснулся финансовый кризис. Высокая рейтинговая оценка руководителей также свидетельствует о том, что они успешно принимают эффективные решения в условиях кризиса.

Автор 
Отраслевые рейтинги

Финансовый сектор
Страховой рынок
Горно-металлургический комплекс
Машиностроение
Энергетика
Нефтяной рынок
Промышленная химия
Фармацевтика
Авторынок
Строительство
IТ-рынок
Алкогольная промышленность
Пивобезалкогольная промышленность
Ретейл
Рынок телекоммуникаций
Кондитерская промышленность
Мебельный рынок

Автор 
Методика составления рейтинга «ГVардия руководителей-2008». Цель и аудитория

Рейтинг «ГVардия руководителей» нацелен на получение объективной, независимой и масштабной оценки профессионального уровня украинских топ-менеджеров высшего звена. Рейтинг адресован всему бизнес-сообществу Украины и учитывает особенности развития экономики, а также потребности отечественных и зарубежных инвесторов.

В основе рейтинга лежит системный интегрированный подход, который учитывает все составляющие репутации топ-менеджера: экономическую эффективность управления компанией, конкурентоспособность, взаимоотношения компании с партнерами, уровень социальной корпоративной ответственности и деловой репутации самого руководителя. Гарантию соблюдения методологии в процессе составления рейтинга гарантирует официальный Экспертный совет рейтингового журнала «ГVардия». В него вошли ведущие эксперты отраслей и рынков, которые определены на основании специального анкетирования 500 наиболее успешных и доходных компаний Украины.

Автор 
Методика составления рейтинга «ГVардия руководителей-2008». Принципы отбора кандидатов в рейтинг

Отбор кандидатов в рейтинг основывается на принципе репрезентативности — отрасль получает тем большую квоту в рейтинге, чем больший вклад она вносит в ВВП Украины. Для включения руководителя в исходный список для анкетирования необходимы следующие условия:

1) возглавляемая руководителем компания входит в рейтинг «ГVардия 500», то есть относится к крупным компаниям и демонстрирует значительный рост за отчетный период;

2) деятельность топ-менеджера публична и общественно значима;

3) компания, которой руководит топ-менеджер, является социально ответственной и имеет высокую репутацию.

Автор 
Методика составления рейтинга «ГVардия руководителей-2008». Анкетирование

Составление списков руководителей в разрезе ведущих отраслей Украины. Рассылка опросных листов по ведущим компаниям. Опросный лист предполагает интегральную оценку руководителя по пяти составляющим:

1) управленческая эффективность и финансовый результат (открытость, доходность, коммерческая эффективность);

2) инновационная конкурентоспособность компании (нововведения в сферах производства, технологий, сбыта, управления, качество товаров и услуг);

3) уровень взаимоотношения компании с партнерами и конкурентами (наивысший балл, если отношения с контрагентами оптимальны и адекватны текущему состоянию рынка; компания не участвует в корпоративных конфликтах и рейдерстве);

4) уровень социальной активности (предприятие под руководством руководителя проводит эффективную социальную политику, уровень корпоративной социальной ответственности);

5) деловая и общественная репутация руководителя (лидерские качества, насколько эффективно руководитель мобилизует коллектив компании для достижения стратегических целей, общественная значимость).

Оценки выставляются по 5-балльной шкале: от 1 (минимальная оценка) до 5 (максимальная оценка). Если эксперт затрудняется оценить качества руководителя какого-либо предприятия, то в соответствующей графе проставляет «0» (ноль). Себя руководитель не оценивает.

Автор 
Методика составления рейтинга «ГVардия руководителей-2008». Экспертное заключение

Экспертный совет проводит независимую экспертную оценку и анкетирование кандидатов рейтинга. К участию в нем привлечены эксперты, работающие в профильных деловых ассоциациях, ведущих компаниях, государственных учреждений и научных кругов. Сфера отраслевой компетенции экспертов определялась в ходе специального анкетирования. Приглашенные эксперты имеют высшее профессиональное образование и работают в своей области не менее пяти лет. Кроме того, с целью повышения объективности исключена взаимосвязь экспертов и кандидатов в рейтинг.

Список участников рейтинга был составлен на основании предыдущих проектов «ГVардия…» 2008 года с учетом предложений и дополнений экспертов. Все компании были сведены в единые списки по отраслям, после чего информационная служба выясняла номинантов от каждой компании. Затем были составлены опросные листы для рассылки руководителям и экспертам. А параллельно с этим по соответствующим спискам аналитическая служба проводила исследования, систематизацию и оценивание финансовых критериев. После сбора, уточнений и занесения в расчетную модель всех результатов по опросным листам мы начали рассчитывать итоговые баллы, составлять отраслевые рейтинги рынков и объединять их в общий рейтинг. В нем указаны 250 самых успешных руководителей предприятий и компаний Украины.

Автор 
Вы здесь:
вверх